Защита прав детей
В научной литературе по международному праву существуют различные точки зрения на понятие международного правопорядка.
Так, С.В. Черниченко определяет международный правопорядок как систему международных отношений, урегулированных международным правом, включая международно-правовые связи. А.П. Мовчан утверждал, что международный правопорядок охватывает три основных компонента — международное право, международные правовые отношения и процедуры, а также международное правосознание. Б.М. Ашавский отмечает, что международный правопорядок представляет собой систему международных правоотношений.
В связи с этим представляется, что права детей в условиях современного международного правопорядка можно определить как международные отношения и процедуры, урегулированных международным правом, в области осуществления и защиты прав детей.
Современное международное право исходит из того, что между обеспечением государствами основных прав и свобод человека и поддержанием международного мира и безопасности существует тесная связь.
В связи с этим представляется, что и между обеспечением государствами прав детей и поддержанием международного мира и безопасности также существует определенная связь.
Необходимо отметить, что права детей, как на международном, так и на национальном уровне в течение длительного времени оставались не обеспеченными гарантиями и не могли быть реализованы на практике. Так, в период глубокой древности дети полностью зависели от своих родителей. От них также зависела и жизнь детей. Родители могли уничтожать своих детей, если они были слабыми физически. Признание прав детей начиналось только с того момента, когда они могли самостоятельно заботиться о своем пропитании.
Развитие международно-правового регулирования прав детей стало активно развиваться после создания Лиги Наций. Так, в 1919 г. Лига Наций учредила Комитет детского благополучия, деятельность которого была направлена на оказание помощи беспризорным детям, детям-рабам и сиротам. Комитет выступал против использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
В то время важную роль в разработке международных аспектов прав детей играл Международный союз спасения детей. Эта организация предложила проект Хартии прав ребенка, которая была принята 24 сентября 1924 г. Генеральной Ассамблеей Лиги Наций и получила известность как Женевская декларация прав ребенка. Женевская Декларация прав ребенка стала одним из первых международно-правовых документов в сфере прав детей. В этой Декларации подчеркивалось, что защита прав детей является делом всего человечества. При этом в Женевской Декларации прав ребенка были сформулированы следующие принципы международно-правовой защиты детей: необходимость обеспечения условий для нормального развития; получение помощи в первую очередь при бедствиях; гарантии возможностей зарабатывать средства к существованию и т.д.
Права детей в условиях современного международного правопорядка
В 1945 г. был принят Устав Организации Объединенных Наций для того, чтобы «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и равенство прав больших и малых наций». Впоследствии одним из достижений Организации Объединенных Наций стало формирование нового подхода к вопросу о правах человека, создание новых принципов в этой области, коренным образом отличающихся от тех, которые были ранее. Благодаря Организации Объединенных Наций сложился новый подход к правам и свободам человека, как в международных отношениях, так и во внутренней жизни государств.
В связи с этим следует отметить, что именно благодаря Организации Объединенных Наций сложился новый подход и к правам детей как на международном, так и на национальном уровне.
В 1959 г. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций была принята Декларация прав ребенка (Декларация прав ребенка 1959 г.), которая закрепила ряд существенных положений в области прав детей.
Так, согласно Декларации прав ребенка 1959 г., детям должны быть обеспечены условия, которые позволяли бы им развиваться физически, духовно в условиях свободы и уважения их достоинства. Детям, которые являются неполноценными в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и забота.
Следующим важнейшим международно-правовым документом, закрепляющим стандарты прав детей, является Конвенция о правах ребенка 1989 г., которая представляет собой основополагающий международный документ, который закрепляет право детей на общение с обоими родителями, а также обязывает государства принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Конвенция о правах ребенка 1989 г. была принята в развитие Декларация прав ребенка 1959 г. и предусмотрела более подробные положения о международно-правовом регулировании прав детей.
Защита прав детей
В частности, согласно Конвенции о правах ребенка 1989 г. детьми признаются любые человеческие существа до достижения ими 18-летного возраста. При этом дети обладают следующими правами: право на жизнь; право на имя; право на гражданство; право свободно выражать свое мнение; право на свободу мысли, совести и религии; право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней; право пользоваться благами социального обеспечения; право на образование и т.д.
Необходимо отметить, что Конвенцию о правах ребенка 1989 г. одновременно подписали 193 государства, кроме Венесуэлы и Соединенных Штатов Америки, которые подписали, но не ратифицировали эту конвенцию. Соединенные Штаты Америки мотивировали свое решение тем, что в различных штатах действует разное законодательство о правах детей. Принятию этой Конвенции способствовала озабоченность качеством подрастающего поколения. Так, по признанию Детского фонда Организации Объединенных Наций «сегодняшние условия жизни формируют завтрашние возможности». Более того, в международном сообществе возникла идея необходимости защиты прав детей, поскольку реальность заставляет задуматься, в каком направлении будет развиваться человеческое общество и как сберечь его от гибели, деградации, вырождения.
В рамках Организации Объединенных Наций действует Комитет по правам ребенка, который является органом независимых экспертов, наблюдающих за выполнением государствами Конвенции о правах ребенка 1989 г., а также Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах 2000 г., Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии 2000 г., а также Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося процедуры сообщений 2011 г., который закрепляет право детей обращаться в Комитет по правам ребенка с жалобами на нарушения их прав.
Следует отметить, что в силу Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах 2000 г., государства должны принимать все возможные меры для того, чтобы дети не принимали участия в военных действиях. В случае призыва детей на службу в армию должны соблюдаться следующие гарантии их прав: добровольный характер призыва; осознанное согласие родителей или законных опекунов детей; информирование детей об обязанностях, связанных с несением военной службы и т.д. Государства должны принимать все возможные меры в целях предупреждения вербовки детей для использования их в военных действиях, включая принятие правовых мер, необходимых для запрещения такой практики.
Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии 2000 г. запретил торговлю детьми, детскую проституцию и детскую порнографию. При этом под торговлей детьми понимаются любые акты или сделки, посредством которых дети передаются за вознаграждения или любые иные возмещения. Детская проституция означает использование детей в деятельности сексуального характера за вознаграждения или любые иные формы возмещения. Детская порнография означает любые изображения, какими бы то ни было средствами детей, совершающих реальные или смоделированные откровенно сексуальные действия, или любые изображения половых органов детей главным образом в сексуальных целях.
Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся процедуры сообщений 2011 г. закрепил положения о том, что Комитет по правам ребенка уполномочен рассматривать сообщения о нарушениях прав детей. Комитет по правам ребенка принимает правила процедур, которые должны соблюдаться при рассмотрении сообщений о нарушении прав детей. Комитет по правам ребенка должен включать в свои правила процедур гарантии, призванные не допустить манипуляцию детьми со стороны тех, кто действует от их имени, и может отказать в рассмотрении любого сообщения, которое, по его мнению, не отвечает обеспечению наилучших интересов детей.
Государства должны предпринимать все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, находящиеся под их юрисдикцией, не подвергались каким-либо нарушениям их прав, жестокому обращению или запугиванию вследствие направления сообщений или сотрудничества с Комитетом по правам ребенка.
Сообщения о нарушении прав детей могут представляться в Комитет по правам ребенка лицами, которые утверждают, что нарушены права детей, закрепленные в Конвенции о правах ребенка 1989 г., и Факультативных протоколах к нему. Комитет не принимает сообщения о нарушениях прав детей в случаях, если: сообщения являются анонимными; сообщения не изложены в письменном виде; эти же вопросы уже рассматривались Комитетом по правам ребенка; не были исчерпаны все доступные внутренние средства правовой защиты; сообщения явно беспочвенны или недостаточно обоснованы и т.д.
Следует отметить, что государства обязаны регулярно предоставлять Комитету по правам ребенка доклады о реализации прав детей на своей территории. Государства должны предоставить первоначальные доклады через два года после присоединения к Конвенции о правах ребенка 1989 г., а затем периодические доклады каждые пять лет. Комитет по правам ребенка изучает доклады и передает государствам свои комментарии в виде «заключительных замечаний».
Комитет по правам ребенка также изучает первоначальные доклады, которые должны предоставить государства, присоединившиеся к Факультативным протоколам к Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающимся участия детей в вооруженных конфликтах и торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.
В скором будущем Комитет по правам ребенка будет иметь право рассматривать индивидуальные жалобы детей. В настоящее же время обращения о случаях нарушения прав детей могут направляться в другие комитеты, обладающие правом рассматривать индивидуальные жалобы.
В эпоху глобализации количество браков с участием иностранных граждан стремительно растет. Иногда такие браки распадаются, и возникает проблема общения обоих родителей с детьми, которая не всегда решается по соглашению сторон. Поэтому всё чаще при возникновении споров о детях между родителями приходится учитывать законодательство различных государств, участвующих в спорах о детях, которое может существенно отличаться. В настоящее время Россия является участницей ряда международных соглашений, регулирующих семейные отношения, в частности, Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г. (Конвенция о международном похищении детей 1980 г.) и Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей 1996 г.[11] (Конвенция о защите детей 1996 г.).
Представляется, что анализ положений Конвенции о международном похищении детей 1980 г. и Конвенции о защите детей 1996 г. представляет интерес для органов государственной власти, специалистов в области семейного права и родителей, которые на практике столкнулись с ситуациями международного похищения детей. В связи с этим представляется целесообразным провести сравнительный анализ Конвенции о международном похищении детей 1980 г. и Конвенции о защите детей 1996 г.
Прежде всего, необходимо отметить, что эти конвенции являются новыми для России. Так, Конвенция о международном похищении детей 1980 г. вступила в силу для России 1 октября 2011 г., а Конвенция о защите детей 1996 г. — 1 июня 2013 г. Ратификация этих конвенций стала важным шагом к использованию универсального механизма, обеспечивающего регулирование на международном уровне семейных отношений с участием граждан различных государств.
В настоящее время в Конвенции о международном похищении детей 1980 г. участвует более 90 стран, и она считается одним из наиболее успешных документов, регулирующих правовое положение детей. В частности, Конвенция о международном похищении детей 1980 г. позволяет не только вернуть детей, неправомерно увезенных в другие государства, но и предупредить возможные нарушения их прав. Целями Конвенции является предотвращение незаконных перемещений детей из одних стран в другие, возвращение незаконно перемещенных и удерживаемых детей лицам, являющимся их законными представителями, обеспечение реализации прав опеки и доступа. При этом под опекой понимается право заботиться о детях и право определять их место жительства. Право доступа включает право забирать детей на ограниченный период времени в иные места, чем места их постоянного проживания.
Конвенция о международном похищении детей 1980 г. закрепляет обстоятельства, которые указывают на незаконность перемещения или удержания детей. Так, в силу ст. 3 Конвенции о международном похищении детей 1980 г. перемещения или удержания детей рассматриваются как незаконные, если они осуществляются с нарушениями прав опеки и во время перемещения или удержания права опеки осуществлялись или могли осуществляться.
Незаконное перемещение детей, как правило, связано с насильственным изъятием детей из привычной среды, что неизбежно их травмирует. В связи с этим Конвенция о международном похищении детей 1980 г. предусматривает положение о незамедлительном возвращении детей. Для этого в шестинедельный срок с момента, когда стало известно о незаконном перемещении или удержании детей, возможно осуществление оперативных действий. При этом процедуры по возвращению детей должны быть начаты до истечения годичного срока с момента незаконного перемещения детей.
Для имплементации положений Конвенции о международном похищении детей 1980 г. был принят Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с присоединением к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей»17 (ФЗ от 5 мая 2014 г. № 126-ФЗ).
В связи со спецификой и сложностью дел о похищении детей ФЗ от 5 мая 2014 г. № 126-ФЗ дополнил ГПК РФ Главой
- «Производство по рассмотрению заявлений о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации», посвященной процедуре рассмотрения дел на основании Конвенции о международном похищении детей 1980 г.
Глава 22.2 ГПК РФ предусмотрела следующие положения о возвращении детей и об осуществлении в отношении них прав доступа на основании международных договоров Российской Федерации: порядок подачи заявлений о возвращении детей или об осуществлении в отношении детей прав доступа; порядок рассмотрения заявлений о возвращении детей или об осуществлении прав доступа; рассмотрение заявлений о возвращении детей или об осуществлении прав доступа; фоки подачи апелляционных жалоб на решения судов по делам о возвращении детей или об осуществлении прав доступа и срок рассмотрения дел в судах апелляционной инстанции.
Глава 22.2 ГПК РФ закрепила положения о российских судах, в компетенцию которых входит рассмотрение дел о возвращении незаконно перемещенных в Российскую Федерацию или удерживаемых в Российской Федерации детей или об осуществлении в отношении таких детей прав доступа на основании международных договоров Российской Федерации. Заявления по таким делам должны подаваться в суды родителями или иными лицами, полагающими, что нарушены их права опеки или права доступа. Если места пребывания детей на территории Российской Федерации неизвестны, то заявления о возвращении детей или об осуществлении прав доступа должны подаваться в суды по последнему известному месту пребывания детей в Российской Федерации или по последнему известному месту жительства ответчиков в Российской Федерации. В случае изменения места пребывания детей, заявления об их возвращении или об осуществлении прав доступа подлежат рассмотрению судами, которые приняли заявления к своему производству.
В отношении сроков подачи апелляционных жалоб Глава
- ГПК РФ закрепляет ряд положений. Так, апелляционные жалобы, представленные на решения судов по делам о возвращении детей или об осуществлении прав доступа, могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия решений судов в окончательной форме. Поступившие по апелляционным жалобам дела о возвращении детей или об осуществлении прав доступа рассматриваются в сроки, не превышающие одного месяца со дня их поступления в суды апелляционных инстанций.
Признаком противоправного похищения детей является нарушение фактически осуществляемых прав опеки. Однако на практике встречаются спорные ситуации. К примеру, возможен отказ одного из родителей добровольно вернуть детей. В некоторых случаях допускается отказ от возвращения детей, к примеру, в случаях, если имеется серьезный риск того, что возвращение детей создаст угрозу причинения им физического или психологического вреда или иным образом поставит их в невыносимые условия.
Суды также могут отказать в возврате детей, если они придут к выводу о том, что дети возражают против их возвращения, и они уже достигли такого возраста и степени зрелости, при которых следует принять во внимание их мнение. При этом надо помнить, что Конвенция о международном похищении детей 1980 г. распространяется на детей в возрасте до 16 лет.
Для реализации положений Конвенции о международном похищении детей 1980 г. в странах учреждаются центральные органы, которые оказывают содействие заявителям. Согласно ст. 7 Конвенции о международном похищении детей 1980 г. центральные органы государств сотрудничают друг с другом и способствуют сотрудничеству между компетентными органами государств для того, чтобы обеспечивать немедленное возвращение детей и достижение других целей.
В частности, они принимают следующие меры: для обнаружения местонахождения детей, которые были незаконно перемещены или удержаны; для предотвращения дополнительного вреда детям или ущерба заинтересованным сторонам; для гарантирования добровольного возвращения детей; для облегчения мирного решения спорных вопросов; для обмена информацией относительно социального положения детей; для предоставления информации общего характера о законодательстве государств и т.д.
При этом согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1097 «О центральном органе, отправляющем обязанности, возложенные на него Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» Министерство образования и науки Российской Федерации является центральным органом, выполняющим обязанности, возложенные на центральные органы Конвенцией о международном похищении детей 1980 г.
В отношении Конвенции о защите детей 1996 г. необходимо иметь в виду, что целями Конвенции являются: определение государств, органы которых обладают юрисдикцией по принятию мер, направленных на защиту личности или имущества детей; определение права, подлежащего применению судами; обеспечение признания и исполнения мер защиты; установление сотрудничества между уполномоченными органами государств.
Согласно ст. 3 Конвенции о защите детей 1996 г. меры, направленные на защиту личности или имущества детей, могут касаться: возникновения, осуществления, прекращения или ограничения родительской ответственности; прав опеки, включая права, относящиеся к заботе о личности ребенка, и, в частности, права определять место проживания детей, а также прав доступа; опекунства, попечительства и аналогичных институтов; назначения и функций любых лиц или органов, несущих ответственность за личность или имущество детей; помещения детей в приемные семьи или организации для детей, оставшихся без попечения родителей; контроля со стороны компетентных государственных органов за надлежащим уходом за детьми; управления, распоряжения имуществом детей и т.д.
Конвенция о защите детей 1996 г. применяется к детям с момента их рождения и до достижения ими восемнадцатилетнего возраста. Конвенция о защите детей 1996 г. не применяется к установлению или оспариванию родства между родителями и детьми; решениям об усыновлении; фамилии и имени детей; эмансипации; обязательствам по содержанию; доверительному управлению имуществом или наследованию; социальному обеспечению и т.д.
Полномочиями принимать меры, направленные на защиту личности или имущества детей, обладают суды места обычного проживания детей. В случаях изменения мест обычного проживания детей юрисдикцией обладают органы государств нового места проживания детей.
Для реализации положений Конвенции о защите детей 1996 г. государства назначают центральные органы, которые принимают все необходимые меры для того, чтобы: способствовать, путем посредничества, примирительных процедур или подобных средств, принятию согласованных решений для защиты личности или имущества детей; оказывать содействие в обнаружении местонахождения детей, если имеются основания полагать, что дети могут находиться и нуждаться в защите.
По Постановлению Правительства РФ от 15 ноября 2012 г. № 1169 «О центральном органе, исполняющем обязанности, возложенные на него Конвенцией о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей», Министерство образования и науки Российской Федерации является центральным органом, исполняющим обязанности, возложенные на центральный орган Конвенцией о защите детей 1996 г.
Несмотря на то, что Конвенция о международном похищении детей 1980 г. и Конвенция о защите детей 1996 г. формально являются независимыми документами, при неправомерных похищениях детей у родителей есть право выбора между этими Конвенциями.
Для Конвенции о международном похищении детей 1980 г. предусмотрены ускоренные процедуры рассмотрения дел. Для Конвенции о защите детей 1996 г. предусмотрены обычные процедуры и сроки рассмотрения дел. Практика показывает, что применение Конвенции о защите детей 1996 г. занимает более длительное время.
Возраст детей, к которым применяются Конвенции, различен. Так, Конвенция о международном похищении детей 1980 г. распространяется на детей до 16 лет, а Конвенции о защите детей 1996 г. применяется в отношении детей до достижения ими возраста 18 лет.
Решающее значение для Конвенции о международном похищении детей 1980 г. и для Конвенции о защите детей 1996 г. имеет место обычного проживания детей. Гражданство детей не имеет значения.
Конвенция о защите детей 1996 г. позволяет при определенных обстоятельствах судам отказывать в возвращении детей. Так, согласно ст. 23 Конвенции о защите детей 1996 г. в возвращении детей может быть отказано в следующих случаях: если меры были приняты судами, которые не обладали юрисдикцией по рассмотрению таких дел; если меры были приняты в ходе судебных процессов, без предоставления детям возможности быть выслушанными; по требованию любых лиц, заявляющих, что эти меры нарушают их родительскую ответственность; если такое признание явно противоречит публичному порядку запрашиваемых государств, принимая во внимание наилучшие интересы детей; если меры несовместимы с последней мерой, принятой в государстве места обычного проживания детей и т. д.
Важным международно-правовым документом, регулирующим права детей, является принятая в 1990 г. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, которая обозначила ряд важных проблем в сфере международно-правового положения детей.
В частности, каждый день множество детей во всем мире подвергаются опасностям, которые препятствуют их росту и развитию. Они подвергаются страданиям, будучи жертвами войны и насилия, расовой дискриминации, апартеида, агрессии, иностранной оккупации и аннексии, будучи беженцами и перемещенными детьми и т.д. Каждый день миллионы детей страдают от бедствий нищеты и экономического кризиса — от голода и отсутствия домов, от эпидемий и неграмотности, от деградации окружающей среды. Ежедневно 40 000 детей умирают от недоедания и болезней, в том числе от приобретенного синдрома иммунодефицита, от отсутствия чистой воды и плохих санитарных условий, а также от последствий, связанных с проблемой наркомании.
Благополучие детей требует мер политического характера на самом высоком уровне. Государства должны постоянно уделять первостепенное внимание правам детей, их выживанию, защите и развитию. Это также обеспечит благополучие всех стран и народов.
25 января 1996 г. была принята Европейская конвенция об осуществлении прав детей, которая закрепила положения о мерах по обеспечению осуществления прав детей. В частности, детям, которые в соответствии с внутренним законодательством государств рассматриваются как имеющие достаточный уровень понимания, в процессе судопроизводства, затрагивающего их интересы, должны быть предоставлены следующие права: право быть проконсультированными и выражать свои мнения; право быть информированными о возможных последствиях, связанных с этими мнениями и о возможных последствиях любых решений.
Дети имеют право обращаться лично, либо через других лиц с ходатайствами о назначении в процессе судопроизводства, затрагивающего их интересы, специальных представителей в случаях, когда внутреннее право лишает носителей родительской ответственности возможности представлять детей в результате столкновения собственных интересов с их интересами.
В процессе судопроизводства дети обладают следующими процессуальными правами: право обращаться с ходатайствами об оказании им, помощи с тем, чтобы помочь им выразить свое мнение; право обратиться лично, либо через других лиц, либо через другие органы с ходатайствами о назначении независимых представителей; право обратиться с ходатайствами о назначении своих собственных представителей; право осуществлять полностью или частично правомочия сторон в судопроизводстве.
Следующим важным международно-правовым документом в области прав детей является принятая 8 сентября 2000 г. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, которая закрепила ряд важных положений, касающихся прав детей. Так, мужчины и женщины имеют право жить и растить своих детей в достойных человека условиях, свободных от голода и страха насилия, угнетения и несправедливости. Лучшей гарантией этих прав является демократическая форма правления, основанная на широком участии и воле народа.
Государства должны приложить все усилия к тому, чтобы избавить детей от унижающей человеческое достоинство крайней нищеты, в условиях которой в настоящее время вынуждены жить многие дети. Государствам следует быть приверженными тому, чтобы превратить право на развитие в реальность для детей и избавить их от нужды, добиться снижения смертности среди детей, предоставлять особую помощь детям, лишившимся родителей из-за вируса иммунодефицита человека или синдрома приобретённого иммунного дефицита.
Государствам надо стремиться избавить детей от угрозы проживания на планете, которая будет безнадежно испорчена деятельностью человека и ресурсов которой более не будет хватать для удовлетворения их потребностей. Государствам следует приложить все усилия к тому, чтобы детям, которые испытывают наибольшие страдания в результате стихийных бедствий, геноцида, вооруженных конфликтов и других чрезвычайных гуманитарных ситуаций, предоставлялась всяческая помощь и защита с целью их скорейшего возвращения к нормальной жизни. Поэтому необходимо расширять и укреплять деятельность по защите гражданского населения в сложных чрезвычайных ситуациях в соответствии с международным гуманитарным правом; поощрять ратификацию и полное осуществление Конвенции о правах ребенка 1989 г. и факультативных протоколов к ней, касающихся участия детей в вооруженных конфликтах и торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.
Следует отметить, что в современном мире все большую актуальность приобретает проблема торговли детьми в целях подневольного домашнего труда. Эксплуатация детей внутри частных домашних хозяйств носит скрытый характер. Дети вербуются и эксплуатируются при исполнении работ и услуг по дому под угрозами применения физического или психологического насилия или принуждения. Поэтому в современных условиях, несмотря на принятие целого ряда международно-правовых документов, многие вопросы прав детей в условиях сложившегося мирового порядка остаются открытыми и требуют дальнейших исследований.
КОРБУТ Людмила Васильевна
ученый секретарь Российской Ассоциации международного права
