Секретные результаты интеллектуальной деятельности в военно-технической сфере как объекты гражданских прав

Мировой рынок вооружений — сложная и многоуровне­вая система международных военно-экономических связей.

Продажа продукции военного назначения способствует тому, что экспортёры оружия не только зарабатывают деньги на продажах, но и непосредственно влияют на военно-политиче­скую обстановку в других странах.

Торговля оружием помогает наращивать военный, промышленный и экономический потенциал стран — экс­портёров, испытать новые образцы вооружений в реаль­ных боевых условиях. Также одним из преимуществ и особенностью экспорта вооружений является длительная связь поставщика с покупателем, поскольку кроме непо­средственно покупки продукции военного назначения, иностранный заказчик, как правило, интересуется сервис­ным обслуживанием, обучением военнослужащих и ин­женеров, приобретением комплектующих, возможностью модернизации.

Вместе с ростом экспорта продукции военного назначе­ния возрастает количество проблем, связанных с несанкцио­нированным копированием и использованием разработанных российскими производителями техники и технологий ино­странными заказчиками, получившими по договору доступ к информации, составляющей государственную или коммерче­скую тайну.

Правовая охрана результатов интеллектуальной (в пер­вую очередь творческой) деятельности в сфере военно-техни­ческого сотрудничества имеет существенные особенности в силу наличия в большинстве охраноспособных результатов сведений, составляющих государственную либо коммерче­скую тайну. Кроме того, в настоящее время в законодательстве Российской Федерации присутствуют нормы, являющиеся практически уникальными для мировой практики и препят­ствующие нормальному гражданскому обороту и текущей деятельности предприятий оборонно-промышленного ком­плекса страны.

Многие положения отечественного законодательства в этой области являются дискуссионными, несмотря на доста­точно большой потенциал накопленных знаний. Нет единства мнений исследователей по вопросу возможности признания информации объектом гражданских прав, целесообразности правовой охраны технических решений, содержащих в себе сведения, составляющие государственную тайну, в качестве секретных изобретений с выдачей секретных патентов и так далее.

Все указанные проблемы нуждаются в скорейшем разре­шении, но до сих пор не рассматривались исследователями в комплексе и применительно к сфере военно-технического со­трудничества, что подчёркивает актуальность настоящего дис­сертационного исследования.

В существующих условиях правовая охрана секретных ре­зультатов интеллектуальной деятельности военного и двойно­го назначения в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством может осущест­вляться в зависимости от их сущности в двух основных формах — либо публично, посредством механизмов патентного права, либо с использованием режима фактической монополии с по­мощью законодательства о государственной тайне, правовых инструментов выдачи секретных патентов на секретные изо­бретения, используя институт ноу-хау или возможности за­конодательства о коммерческой тайне. Количество существу­ющих в настоящее время правовых механизмов обеспечения для правообладателя фактической монополии представляет­ся явно избыточным и нецелесообразным, в связи с чем пред­ложено реформировать систему правовой охраны результа­тов интеллектуальной деятельности, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, для чего необходимо внести изменения в параграф 7 главы 72 Гражданского кодекса Российской Федерации в новой редакции.

Следует отметить, что подавляющее большинство тех­нических решений военного, двойного или специального на­значения содержат в себе те или иные сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне Российской Федерации, в силу чего подача заявок на такие объекты, осо­бенности их рассмотрения и выдачи патентов регулируются нормами действующего законодательства России о секретных изобретениях.

Важно отметить, что действующее законодательство предусматривает специальные правила рассмотрения заявок только на секретные изобретения. Заявки на полезные модели и промышленные образцы, в которых содержится информа­ция, составляющая государственную тайну, рассмотрению не подлежат, секретным полезным моделям и секретным про­мышленным образцам охрана в рамках четвертой части Граж­данского кодекса РФ не предоставляется.

Законодательство о защите государственной тайны в Рос­сийской Федерации обеспечивает более высокий уровень за­щиты продукции военного, двойного и специального назначе­ния по сравнению с институтом патентного права, в связи с чем одновременное применение к секретным изобретениям и законодательства РФ о государственной тайне, и режима ис­ключительного права в существующем значительно урезан­ном виде является нецелесообразным о очевидно недально­видным, в связи с чем выдача патента на секретные объекты и начало действия исключительного права на них должны осу­ществляться только после рассекречивания соответствующего объекта и материалов заявки.

Недостаточно эффективное обеспечение правовой ох­раны результатов интеллектуальной деятельности и пере­даваемой информации, а также отсутствие проработанных механизмов защиты прав и интересов Российской Федера­ции и правообладателей при передаче продукции военного и двойного назначения иностранным заказчикам в связи с получившими широкое распространение случаями обрат­ной разработки (реверс-инжиниринга) несет угрозу для на­циональной безопасности, интересов государства, общества и правообладателей в сфере военно-технического сотрудниче­ства, поскольку патентное право не обеспечивает надлежащей правовой охраны технических решений военного и двойного назначения за рубежом в связи с необходимостью при их па­тентовании раскрытия сущности заявляемых на регистрацию результатов интеллектуальной деятельности, что невозможно для объектов, содержащих в себе сведения, составляющие го­сударственную тайну.

Наиболее приемлемым решением существующей в на­стоящее время проблемы несанкционированного копирова­ния и использования техники и технологий иностранными заказчиками, получившими доступ к информации, состав­ляющей государственную или коммерческую тайну, является закрепление в ст. 6 Федерального закона «О военно-техниче­ском сотрудничестве Российской Федерации» обязанности субъектов военно-технического сотрудничества включать в договоры с иностранными заказчиками условия использова­ния передаваемой информации, материальных носителей, в которых выражены охраняемые на территории Российской Федерации результаты интеллектуальной деятельности и са­мих охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, включая условия о недопустимости несогласованного исполь­зования и передачи информации третьим лицам, обратной разработки, а также положения об авансировании поставок, о недопустимости вскрытия корпуса техники и (или) его отдель­ных частей, об обеспечении средств технического контроля за соблюдением данного запрета, и предусматривать необходи­мость сервисного обслуживания оборудования только силами субъектов военно-технического сотрудничества и (или) разра­ботчиков соответствующей продукции военного назначения, и другие условия о контроле за соблюдением условий соответ­ствующего договора.

Правительство России должно получить право утверж­дать типовые формы договоров с иностранными заказчиками, которые могут быть дифференцированы в зависимости от объ­екта, поставщика и других факторов, для чего целесообразно внести изменения в ст. 10 Федерального закона «О военно-тех­ническом сотрудничестве Российской Федерации».

Признание информации самостоятельным объектом гражданских прав позволит оптимальным образом обеспе­чить правовую охрану продукции военного и двойного на­значения, передаваемой иностранным заказчикам, упростить нормативное регулирование данной сферы и даст возмож­ность унифицировать требования к договорам, заключаемым с иностранными заказчиками, поскольку в большинстве слу­чаев засекреченные в России результаты интеллектуальной деятельности в военно-технической сфере не имеют охраны на территории иностранных государств в связи с тем, что содер­жат в себе сведения, отнесённые к государственной или ком­мерческой тайне, в результате чего, иностранным заказчикам предоставляются не права на охраняемые в государстве заказ­чика результаты интеллектуальной деятельности, а информа­ция как объект гражданских прав, которая может использо­ваться заказчиком свободно, если пределы её использования не будут специальным образом закреплены в соответствую­щим договоре. Для закрепления информации в качестве са­мостоятельного объекта гражданских прав необходимо внести соответствующие изменения в ст. 128 ГК РФ.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных тех­нологиях и о защите информации» информацией являются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их пред­ставления.

Согласно ГОСТ 7.0-99. «Система стандартов по инфор­мации, библиотечному и издательскому делу. Информаци­онно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» информация — сведения, воспринимаемые че­ловеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе комму­никации.

Таким образом, секреты производства (ноу-хау) представ­ляют собой ни что иное, как информацию, поскольку прямо названы в законе «сведениями».

Однако помимо секретов производства информацией являются и сведения, не охраняемые в качестве объектов интеллектуальных прав, но которые могут иметь в том числе во­енное и двойное назначение.

По мнению В. А. Дозорцева, «…информацию вообще надо отличать от сведений, сформированных в «информаци­онный продукт», предназначенный или пригодный и удобный для потребителя. Обязательство по передаче всегда обособля­ет, индивидуализирует и идентифицирует этот продукт. комфортность в получении информации, превращённой в ин­формационный продукт, делает её объектом исключительно­го права, составляющим необходимое условие её обращения на рынке в качестве товара».

Так, например, подобного рода сведения могут состав­лять государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. В предусмотренных законом случаях и в уста­новленном порядке данные сведения могут передаваться тре­тьим лицам, то есть вводиться в оборот.

Ограничивая в Федеральном законе «О военно-техни­ческом сотрудничестве Российской Федерации» защиту интересов государства и иных субъектов ВТС лишь регу­лированием отношений при «передаче результатов интел­лектуальной деятельности», законодатель необоснованно сужает круг объектов, которые могут быть задействованы в рамках ВТС.

Оптимальным решением данной проблемы видится за­крепление в федеральном законодательстве нормы о том, что не допускается передача иностранным заказчикам инфор­мации, составляющей государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, а равно прав на охраняемые на территории Российской Федерации результаты интеллек­туальной деятельности и материальных носителей, в которых выражены охраняемые результаты интеллектуальной деятель­ности, без определения условий их использования иностран­ным заказчиком и (или) обеспечения их правовой охраны.

На основании изложенного представляется необходи­мым внести изменения в действующее законодательство Рос­сийской Федерации:

  1. Для закрепления необходимости определения усло­вий использования секретных результатов интеллектуальной деятельности при передаче иностранным заказчикам прав на указанные результаты и материальных носителей, в которых такие результаты выражены, абзац 11 статьи 5 Федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве Российской Фе­дерации» необходимо привести в соответствие с положения­ми п. 4 ст. 129 ГК РФ и изложить в следующий редакции:

«недопущение передачи иностранным заказчикам прав на результаты интеллектуальной деятельности и материаль­ных носителей, в которых выражены такие результаты, без определения условий использования соответствующих ре­зультатов и (или) обеспечения их правовой охраны».

  1. В целях установления обязанности субъектов военно­технического сотрудничества включать в договоры с иностран­ными заказчиками условия использования передаваемой ин­формации, материальных носителей, в которых выражены охраняемые на территории Российской Федерации результа­ты интеллектуальной деятельности и самих охраняемых ре­зультатов интеллектуальной деятельности, а также положе­ний о контроле за соблюдением условий соответствующего договора статью 6 Федерального закона «О военно-техниче­ском сотрудничестве Российской Федерации» целесообразно дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5. Запрещается передача иностранным заказчикам информации, составляющей государственную или коммер­ческую тайну, прав на охраняемые на территории Россий­ской Федерации результаты интеллектуальной деятельно­сти и материальных носителей, в которых выражены такие результаты, без согласования с иностранным заказчиком условий использования передаваемой информации, охра­няемых на территории Российской Федерации результаты интеллектуальной деятельности и материальных носителей, в которых выражены такие результаты, условий о недопу­щении передачи продукции военного назначения третьим лицам, обратной разработки (реверс-инжиниринга) и дру­гих действий, наносящих ущерб имущественным интересам правообладателей, иных субъектов военно-технического сотрудничества и Российской Федерации, национальной обороне и государственной безопасности, ответственности за нарушение условий договора (в частности, штраф, до­срочное расторжение договора, полное или частичное пре­кращение сотрудничества), а при наличии возможности — условий об обеспечении средств технического контроля и ревизионных проверок за соблюдением иностранным за­казчиком договорных обязательств».

  1. Для закрепления за правительством права утверждать типовые формы договоров с иностранными заказчиками не­обходимо дополнить ст. 10 Федерального закона «О военно­техническом сотрудничестве Российской Федерации» («Пол­номочия Правительства Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества») абзацем следующего содержания:

«утверждает типовые формы договоров в сфере военно­технического сотрудничества;».

  1. Для включения информации в перечень объектов граж­данских прав изложить статью 128 Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации в следующей редакции:

Статья 128. Объекты гражданских прав

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное иму­щество, в том числе безналичные денежные средства, бездоку­ментарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; информация; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним сред­ства индивидуализации (интеллектуальная собственность); не­материальные блага.

  1. Для возможности рассмотрения заявок на секретные полезные модели и промышленные образцы пункт 3 статьи 1349 ГК РФ целесообразно признать утратившим силу.
  2. В целях реализации предлагаемой системы норматив­ного регулирования охраны секретных изобретений, полез­ных моделей и промышленных образцов изложить параграф 7 главы 72 Гражданского кодекса Российской Федерации в сле­дующей редакции:
  • 7. Особенности правовой охраны и использования се­кретных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов

Статья 1401. Подача и рассмотрение заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышлен­ный образец, которые содержат сведения, составляющие го­сударственную тайну Российской Федерации

  1. Подача заявки на выдачу патента на изобретение, по­лезную модель или промышленный образец, которые содер­жат сведения, составляющие государственную тайну Россий­ской Федерации (заявка на секретное изобретение, полезную модель или промышленный образец), рассмотрение такой заявки и обращение с ней осуществляются с соблюдением за­конодательства о государственной тайне.
  2. Заявки на секретные изобретения, полезные модели или промышленные образцы подаются в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
  3. Если при рассмотрении федеральным органом испол­нительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение, полезную модель или промышленный обра­зец будет установлено, что содержащиеся в ней сведения со­ставляют государственную тайну, такая заявка засекречивается в порядке, установленном законодательством о государствен­ной тайне, и считается заявкой на секретное изобретение, по­лезную модель или промышленный образец соответственно.

Засекречивание заявки, поданной иностранным гражда­нином или иностранным юридическим лицом, не допускает­ся.

  1. При рассмотрении заявки на секретное изобретение со­ответственно применяются положения статей 1384, 1386-1389 настоящего Кодекса.
  2. При установлении новизны и изобретательского уров­ня изобретения и новизны полезной модели в уровень техни­ки также включаются при условии их более раннего приори­тета все поданные в Российской Федерации другими лицами заявки на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, а также секретные изобретения, полезные модели и промышленные образцы, запатентованные в Российской Фе­дерации, и секретные изобретения, на которые выданы автор­ские свидетельства СССР, если для этих заявок и изобретений, полезных моделей или промышленных образцов установлена степень секретности не выше, чем степень секретности изобре­тения, новизна и изобретательский уровень которого устанав­ливается, или полезной модели, новизна которой устанавли­вается.

При установлении новизны и оригинальности про­мышленного образца также учитываются при условии их более раннего приоритета все поданные в Российской Фе­дерации другими лицами заявки на изобретения, полез­ные модели и промышленные образцы, а также секретные изобретения, полезные модели и промышленные образцы, запатентованные в Российской Федерации, и секретные изобретения, на которые выданы авторские свидетельства СССР, если для этих заявок и изобретений, полезных мо­делей или промышленных образцов установлена степень секретности не выше, чем степень секретности промыш­ленного образца, новизна и оригинальность которого уста­навливается.

  1. Возражение против решения, принятого по заявке на секретное изобретение, полезную модель или промышлен­ный образец федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, рассматривается в по­рядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирова­ние в сфере интеллектуальной собственности. Решение, при­нятое по такому возражению, может быть оспорено в суде.
  2. В отношении секретного изобретения не допускается публичное предложение заключить договор об отчуждении патента, предусмотренное пунктом 1 статьи 1366 настоящего Кодекса. В отношении секретных изобретений, полезных мо­делей и промышленных образцов не допускается заявление об открытой лицензии, предусмотренное пунктом 1 статьи 1368 настоящего Кодекса.

Статья 1402. Государственная регистрация секретного изобретения, полезной модели или промышленного образца

  1. Если по результатам рассмотрения заявки на секретное изобретение, полезную модель или промышленный обра­зец принято решение о выдаче патента, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности осуществляет государственную регистрацию секретного изо­бретения, полезной модели или промышленного образца в Государственном реестре секретных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов Российской Федерации и выдает автору соответствующего секретного изобретения, по­лезной модели или промышленного образца авторское свиде­тельство, форма которого и состав указываемых в нем сведе­ний устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирова­ние в сфере интеллектуальной собственности. Авторское сви­детельство удостоверяет авторство и приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца.
  2. Патент на секретное изобретение, полезную модель или промышленный образец выдается после рассекречивания такого изобретения, полезной модели или промышленного образца. Защита исключительного права, удостоверенного патентом, может быть осуществлена только после рассекре­чивания изобретения, полезной модели или промышленного образца и выдачи патента.
  3. Сведения о заявках и патентах на секретные изобрете­ния, полезные модели и промышленные образцы, а также об относящихся к секретным изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам изменениях в Государственном реестре секретных изобретений, полезных моделей и про­мышленных образцов Российской Федерации не публикуют­ся. Передача сведений о таких заявках и патентах осуществля­ется в соответствии с законодательством о государственной тайне.

Статья 1403. Изменение степени секретности и рассе­кречивание изобретений, полезных моделей и промышленных образцов

  1. Изменение степени секретности и рассекречивание изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, а также изменение и снятие грифов секретности с документов заявки осуществляются в порядке, установленном законода­тельством о государственной тайне.
  2. При засекречивании заявки на секретное изобретение, полезную модель или промышленный образец, уполномо­ченный орган устанавливает срок, на который засекречивается такая заявка. Указанный срок может быть продлен на один год неограниченное количество раз.
  3. При рассекречивании изобретения, полезной модели или промышленного образца федеральный орган исполни­тельной власти по интеллектуальной собственности произ­водит регистрацию изобретения, полезной модели или про­мышленного образца, выдает заявителю патент на оставшийся срок действия исключительного права и производит публи­кацию сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец в порядке, установленном статьями 1393 и 1394 настоящего Кодекса.

Статья 1404. Признание недействительным патента на секретное изобретение, промышленный образец или полез­ную модель

Возражение против выдачи патента на секретное изо­бретение, полезную модель или промышленный образец по основаниям, предусмотренным в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 1398 настоящего Кодекса, подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной соб­ственности и рассматривается в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществля­ющим нормативно-правовое регулирование в сфере интел­лектуальной собственности. Решение федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственно­сти, принятое по возражению, утверждается руководителем этого органа, вступает в силу со дня его утверждения и мо­жет быть оспорено в суде.

Статья 1405. Использование секретных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Право на возна­граждение за использование секретного изобретения, полезной модели или промышленного образца

  1. Использование секретного изобретения, полезной мо­дели или промышленного образца осуществляется с соблюде­нием законодательства Российской Федерации о государствен­ной тайне.
  2. Федеральный орган исполнительной власти по интел­лектуальной собственности уведомляет о поступлении заявок на секретные изобретения, полезные модели и промышлен­ные образцы и о государственной регистрации секретных изобретений, полезных моделей и промышленных образов в зависимости от их тематической принадлежности уполномо­ченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и государственные корпора­ции в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
  3. Автор секретного изобретения, полезной модели или промышленного образца имеет право на вознаграждение за использование созданного им секретного изобретения, полез­ной модели или промышленного образца органами государ­ственной власти, предприятиями, учреждениями и организа­циями, получившими доступ к соответствующим сведениям, составляющим государственную тайну, в установленном зако­ном порядке. Право на вознаграждение за использование се­кретного изобретения, полезной модели или промышленного образца неотчуждаемо.
  4. Размер вознаграждения за использование секретного изобретения, полезной модели или промышленного образца и порядок его выплаты определяется договором, заключае­мым до начала использования секретного изобретения, по­лезной модели или промышленного образца, между автором и заинтересованным органом государственной власти, пред­приятием, учреждением или организацией, а в случае спора — судом.
  5. Правительство Российской Федерации вправе устанав­ливать минимальные ставки, порядок и сроки выплаты возна­граждения за использование секретных изобретений, полез­ных моделей и промышленных образцов.
  6. Заинтересованные органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обязаны выплачи­вать автору изобретения, полезной модели или промышлен­ного образца вознаграждение в случае использования соответ­ственно изобретения, полезной модели или промышленного образца и заключить с автором договор о выплате вознаграж­дения до начала такого использования. При этом заинтересо­ванные органы государственной власти, предприятия, учреж­дения и организации взаимодействуют с автором секретного изобретения, полезной модели или промышленного образца через федеральный орган исполнительной власти по интел­лектуальной собственности в порядке, устанавливаемом феде­ральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуаль­ной собственности.
  7. Для исключения возможности признания сведений, со­ставляющих государственную тайну, секретом производства (ноу-хау) пункт 2 статьи 1465 Гражданского кодекса Россий­ской Федерации изложить в следующей редакции:

«2. Секретом производства не могут быть признаны све­дения, составляющие государственную тайну, а также сведе­ния, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом».

БОРОДКИН Дмитрий Андреевич
аспирант кафедры промышленной собственности Российской государственной академии интеллектуальной собственности, руководитель проектов в сфере военно-технического сотрудничества ООО «РТ-Экспо» (ГК РОСТЕХ)