Секретные результаты интеллектуальной деятельности в военно-технической сфере как объекты гражданских прав
Мировой рынок вооружений — сложная и многоуровневая система международных военно-экономических связей.
Продажа продукции военного назначения способствует тому, что экспортёры оружия не только зарабатывают деньги на продажах, но и непосредственно влияют на военно-политическую обстановку в других странах.
Торговля оружием помогает наращивать военный, промышленный и экономический потенциал стран — экспортёров, испытать новые образцы вооружений в реальных боевых условиях. Также одним из преимуществ и особенностью экспорта вооружений является длительная связь поставщика с покупателем, поскольку кроме непосредственно покупки продукции военного назначения, иностранный заказчик, как правило, интересуется сервисным обслуживанием, обучением военнослужащих и инженеров, приобретением комплектующих, возможностью модернизации.
Вместе с ростом экспорта продукции военного назначения возрастает количество проблем, связанных с несанкционированным копированием и использованием разработанных российскими производителями техники и технологий иностранными заказчиками, получившими по договору доступ к информации, составляющей государственную или коммерческую тайну.
Правовая охрана результатов интеллектуальной (в первую очередь творческой) деятельности в сфере военно-технического сотрудничества имеет существенные особенности в силу наличия в большинстве охраноспособных результатов сведений, составляющих государственную либо коммерческую тайну. Кроме того, в настоящее время в законодательстве Российской Федерации присутствуют нормы, являющиеся практически уникальными для мировой практики и препятствующие нормальному гражданскому обороту и текущей деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса страны.
Многие положения отечественного законодательства в этой области являются дискуссионными, несмотря на достаточно большой потенциал накопленных знаний. Нет единства мнений исследователей по вопросу возможности признания информации объектом гражданских прав, целесообразности правовой охраны технических решений, содержащих в себе сведения, составляющие государственную тайну, в качестве секретных изобретений с выдачей секретных патентов и так далее.
Все указанные проблемы нуждаются в скорейшем разрешении, но до сих пор не рассматривались исследователями в комплексе и применительно к сфере военно-технического сотрудничества, что подчёркивает актуальность настоящего диссертационного исследования.
В существующих условиях правовая охрана секретных результатов интеллектуальной деятельности военного и двойного назначения в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством может осуществляться в зависимости от их сущности в двух основных формах — либо публично, посредством механизмов патентного права, либо с использованием режима фактической монополии с помощью законодательства о государственной тайне, правовых инструментов выдачи секретных патентов на секретные изобретения, используя институт ноу-хау или возможности законодательства о коммерческой тайне. Количество существующих в настоящее время правовых механизмов обеспечения для правообладателя фактической монополии представляется явно избыточным и нецелесообразным, в связи с чем предложено реформировать систему правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, для чего необходимо внести изменения в параграф 7 главы 72 Гражданского кодекса Российской Федерации в новой редакции.
Следует отметить, что подавляющее большинство технических решений военного, двойного или специального назначения содержат в себе те или иные сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне Российской Федерации, в силу чего подача заявок на такие объекты, особенности их рассмотрения и выдачи патентов регулируются нормами действующего законодательства России о секретных изобретениях.
Важно отметить, что действующее законодательство предусматривает специальные правила рассмотрения заявок только на секретные изобретения. Заявки на полезные модели и промышленные образцы, в которых содержится информация, составляющая государственную тайну, рассмотрению не подлежат, секретным полезным моделям и секретным промышленным образцам охрана в рамках четвертой части Гражданского кодекса РФ не предоставляется.
Законодательство о защите государственной тайны в Российской Федерации обеспечивает более высокий уровень защиты продукции военного, двойного и специального назначения по сравнению с институтом патентного права, в связи с чем одновременное применение к секретным изобретениям и законодательства РФ о государственной тайне, и режима исключительного права в существующем значительно урезанном виде является нецелесообразным о очевидно недальновидным, в связи с чем выдача патента на секретные объекты и начало действия исключительного права на них должны осуществляться только после рассекречивания соответствующего объекта и материалов заявки.
Недостаточно эффективное обеспечение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и передаваемой информации, а также отсутствие проработанных механизмов защиты прав и интересов Российской Федерации и правообладателей при передаче продукции военного и двойного назначения иностранным заказчикам в связи с получившими широкое распространение случаями обратной разработки (реверс-инжиниринга) несет угрозу для национальной безопасности, интересов государства, общества и правообладателей в сфере военно-технического сотрудничества, поскольку патентное право не обеспечивает надлежащей правовой охраны технических решений военного и двойного назначения за рубежом в связи с необходимостью при их патентовании раскрытия сущности заявляемых на регистрацию результатов интеллектуальной деятельности, что невозможно для объектов, содержащих в себе сведения, составляющие государственную тайну.
Наиболее приемлемым решением существующей в настоящее время проблемы несанкционированного копирования и использования техники и технологий иностранными заказчиками, получившими доступ к информации, составляющей государственную или коммерческую тайну, является закрепление в ст. 6 Федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации» обязанности субъектов военно-технического сотрудничества включать в договоры с иностранными заказчиками условия использования передаваемой информации, материальных носителей, в которых выражены охраняемые на территории Российской Федерации результаты интеллектуальной деятельности и самих охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, включая условия о недопустимости несогласованного использования и передачи информации третьим лицам, обратной разработки, а также положения об авансировании поставок, о недопустимости вскрытия корпуса техники и (или) его отдельных частей, об обеспечении средств технического контроля за соблюдением данного запрета, и предусматривать необходимость сервисного обслуживания оборудования только силами субъектов военно-технического сотрудничества и (или) разработчиков соответствующей продукции военного назначения, и другие условия о контроле за соблюдением условий соответствующего договора.
Правительство России должно получить право утверждать типовые формы договоров с иностранными заказчиками, которые могут быть дифференцированы в зависимости от объекта, поставщика и других факторов, для чего целесообразно внести изменения в ст. 10 Федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации».
Признание информации самостоятельным объектом гражданских прав позволит оптимальным образом обеспечить правовую охрану продукции военного и двойного назначения, передаваемой иностранным заказчикам, упростить нормативное регулирование данной сферы и даст возможность унифицировать требования к договорам, заключаемым с иностранными заказчиками, поскольку в большинстве случаев засекреченные в России результаты интеллектуальной деятельности в военно-технической сфере не имеют охраны на территории иностранных государств в связи с тем, что содержат в себе сведения, отнесённые к государственной или коммерческой тайне, в результате чего, иностранным заказчикам предоставляются не права на охраняемые в государстве заказчика результаты интеллектуальной деятельности, а информация как объект гражданских прав, которая может использоваться заказчиком свободно, если пределы её использования не будут специальным образом закреплены в соответствующим договоре. Для закрепления информации в качестве самостоятельного объекта гражданских прав необходимо внести соответствующие изменения в ст. 128 ГК РФ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информацией являются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Согласно ГОСТ 7.0-99. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» информация — сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации.
Таким образом, секреты производства (ноу-хау) представляют собой ни что иное, как информацию, поскольку прямо названы в законе «сведениями».
Однако помимо секретов производства информацией являются и сведения, не охраняемые в качестве объектов интеллектуальных прав, но которые могут иметь в том числе военное и двойное назначение.
По мнению В. А. Дозорцева, «…информацию вообще надо отличать от сведений, сформированных в «информационный продукт», предназначенный или пригодный и удобный для потребителя. Обязательство по передаче всегда обособляет, индивидуализирует и идентифицирует этот продукт. комфортность в получении информации, превращённой в информационный продукт, делает её объектом исключительного права, составляющим необходимое условие её обращения на рынке в качестве товара».
Так, например, подобного рода сведения могут составлять государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. В предусмотренных законом случаях и в установленном порядке данные сведения могут передаваться третьим лицам, то есть вводиться в оборот.
Ограничивая в Федеральном законе «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации» защиту интересов государства и иных субъектов ВТС лишь регулированием отношений при «передаче результатов интеллектуальной деятельности», законодатель необоснованно сужает круг объектов, которые могут быть задействованы в рамках ВТС.
Оптимальным решением данной проблемы видится закрепление в федеральном законодательстве нормы о том, что не допускается передача иностранным заказчикам информации, составляющей государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, а равно прав на охраняемые на территории Российской Федерации результаты интеллектуальной деятельности и материальных носителей, в которых выражены охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, без определения условий их использования иностранным заказчиком и (или) обеспечения их правовой охраны.
На основании изложенного представляется необходимым внести изменения в действующее законодательство Российской Федерации:
- Для закрепления необходимости определения условий использования секретных результатов интеллектуальной деятельности при передаче иностранным заказчикам прав на указанные результаты и материальных носителей, в которых такие результаты выражены, абзац 11 статьи 5 Федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации» необходимо привести в соответствие с положениями п. 4 ст. 129 ГК РФ и изложить в следующий редакции:
«недопущение передачи иностранным заказчикам прав на результаты интеллектуальной деятельности и материальных носителей, в которых выражены такие результаты, без определения условий использования соответствующих результатов и (или) обеспечения их правовой охраны».
- В целях установления обязанности субъектов военнотехнического сотрудничества включать в договоры с иностранными заказчиками условия использования передаваемой информации, материальных носителей, в которых выражены охраняемые на территории Российской Федерации результаты интеллектуальной деятельности и самих охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, а также положений о контроле за соблюдением условий соответствующего договора статью 6 Федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации» целесообразно дополнить пунктом 5 следующего содержания:
«5. Запрещается передача иностранным заказчикам информации, составляющей государственную или коммерческую тайну, прав на охраняемые на территории Российской Федерации результаты интеллектуальной деятельности и материальных носителей, в которых выражены такие результаты, без согласования с иностранным заказчиком условий использования передаваемой информации, охраняемых на территории Российской Федерации результаты интеллектуальной деятельности и материальных носителей, в которых выражены такие результаты, условий о недопущении передачи продукции военного назначения третьим лицам, обратной разработки (реверс-инжиниринга) и других действий, наносящих ущерб имущественным интересам правообладателей, иных субъектов военно-технического сотрудничества и Российской Федерации, национальной обороне и государственной безопасности, ответственности за нарушение условий договора (в частности, штраф, досрочное расторжение договора, полное или частичное прекращение сотрудничества), а при наличии возможности — условий об обеспечении средств технического контроля и ревизионных проверок за соблюдением иностранным заказчиком договорных обязательств».
- Для закрепления за правительством права утверждать типовые формы договоров с иностранными заказчиками необходимо дополнить ст. 10 Федерального закона «О военнотехническом сотрудничестве Российской Федерации» («Полномочия Правительства Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества») абзацем следующего содержания:
«утверждает типовые формы договоров в сфере военнотехнического сотрудничества;».
- Для включения информации в перечень объектов гражданских прав изложить статью 128 Гражданского кодекса Российской Федерации в следующей редакции:
Статья 128. Объекты гражданских прав
К объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; информация; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
- Для возможности рассмотрения заявок на секретные полезные модели и промышленные образцы пункт 3 статьи 1349 ГК РФ целесообразно признать утратившим силу.
- В целях реализации предлагаемой системы нормативного регулирования охраны секретных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов изложить параграф 7 главы 72 Гражданского кодекса Российской Федерации в следующей редакции:
- 7. Особенности правовой охраны и использования секретных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов
Статья 1401. Подача и рассмотрение заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну Российской Федерации
- Подача заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну Российской Федерации (заявка на секретное изобретение, полезную модель или промышленный образец), рассмотрение такой заявки и обращение с ней осуществляются с соблюдением законодательства о государственной тайне.
- Заявки на секретные изобретения, полезные модели или промышленные образцы подаются в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
- Если при рассмотрении федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец будет установлено, что содержащиеся в ней сведения составляют государственную тайну, такая заявка засекречивается в порядке, установленном законодательством о государственной тайне, и считается заявкой на секретное изобретение, полезную модель или промышленный образец соответственно.
Засекречивание заявки, поданной иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, не допускается.
- При рассмотрении заявки на секретное изобретение соответственно применяются положения статей 1384, 1386-1389 настоящего Кодекса.
- При установлении новизны и изобретательского уровня изобретения и новизны полезной модели в уровень техники также включаются при условии их более раннего приоритета все поданные в Российской Федерации другими лицами заявки на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, а также секретные изобретения, полезные модели и промышленные образцы, запатентованные в Российской Федерации, и секретные изобретения, на которые выданы авторские свидетельства СССР, если для этих заявок и изобретений, полезных моделей или промышленных образцов установлена степень секретности не выше, чем степень секретности изобретения, новизна и изобретательский уровень которого устанавливается, или полезной модели, новизна которой устанавливается.
При установлении новизны и оригинальности промышленного образца также учитываются при условии их более раннего приоритета все поданные в Российской Федерации другими лицами заявки на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, а также секретные изобретения, полезные модели и промышленные образцы, запатентованные в Российской Федерации, и секретные изобретения, на которые выданы авторские свидетельства СССР, если для этих заявок и изобретений, полезных моделей или промышленных образцов установлена степень секретности не выше, чем степень секретности промышленного образца, новизна и оригинальность которого устанавливается.
- Возражение против решения, принятого по заявке на секретное изобретение, полезную модель или промышленный образец федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, рассматривается в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. Решение, принятое по такому возражению, может быть оспорено в суде.
- В отношении секретного изобретения не допускается публичное предложение заключить договор об отчуждении патента, предусмотренное пунктом 1 статьи 1366 настоящего Кодекса. В отношении секретных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов не допускается заявление об открытой лицензии, предусмотренное пунктом 1 статьи 1368 настоящего Кодекса.
Статья 1402. Государственная регистрация секретного изобретения, полезной модели или промышленного образца
- Если по результатам рассмотрения заявки на секретное изобретение, полезную модель или промышленный образец принято решение о выдаче патента, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности осуществляет государственную регистрацию секретного изобретения, полезной модели или промышленного образца в Государственном реестре секретных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов Российской Федерации и выдает автору соответствующего секретного изобретения, полезной модели или промышленного образца авторское свидетельство, форма которого и состав указываемых в нем сведений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. Авторское свидетельство удостоверяет авторство и приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца.
- Патент на секретное изобретение, полезную модель или промышленный образец выдается после рассекречивания такого изобретения, полезной модели или промышленного образца. Защита исключительного права, удостоверенного патентом, может быть осуществлена только после рассекречивания изобретения, полезной модели или промышленного образца и выдачи патента.
- Сведения о заявках и патентах на секретные изобретения, полезные модели и промышленные образцы, а также об относящихся к секретным изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам изменениях в Государственном реестре секретных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов Российской Федерации не публикуются. Передача сведений о таких заявках и патентах осуществляется в соответствии с законодательством о государственной тайне.
Статья 1403. Изменение степени секретности и рассекречивание изобретений, полезных моделей и промышленных образцов
- Изменение степени секретности и рассекречивание изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, а также изменение и снятие грифов секретности с документов заявки осуществляются в порядке, установленном законодательством о государственной тайне.
- При засекречивании заявки на секретное изобретение, полезную модель или промышленный образец, уполномоченный орган устанавливает срок, на который засекречивается такая заявка. Указанный срок может быть продлен на один год неограниченное количество раз.
- При рассекречивании изобретения, полезной модели или промышленного образца федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности производит регистрацию изобретения, полезной модели или промышленного образца, выдает заявителю патент на оставшийся срок действия исключительного права и производит публикацию сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец в порядке, установленном статьями 1393 и 1394 настоящего Кодекса.
Статья 1404. Признание недействительным патента на секретное изобретение, промышленный образец или полезную модель
Возражение против выдачи патента на секретное изобретение, полезную модель или промышленный образец по основаниям, предусмотренным в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 1398 настоящего Кодекса, подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и рассматривается в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. Решение федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, принятое по возражению, утверждается руководителем этого органа, вступает в силу со дня его утверждения и может быть оспорено в суде.
Статья 1405. Использование секретных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Право на вознаграждение за использование секретного изобретения, полезной модели или промышленного образца
- Использование секретного изобретения, полезной модели или промышленного образца осуществляется с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
- Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомляет о поступлении заявок на секретные изобретения, полезные модели и промышленные образцы и о государственной регистрации секретных изобретений, полезных моделей и промышленных образов в зависимости от их тематической принадлежности уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
- Автор секретного изобретения, полезной модели или промышленного образца имеет право на вознаграждение за использование созданного им секретного изобретения, полезной модели или промышленного образца органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, получившими доступ к соответствующим сведениям, составляющим государственную тайну, в установленном законом порядке. Право на вознаграждение за использование секретного изобретения, полезной модели или промышленного образца неотчуждаемо.
- Размер вознаграждения за использование секретного изобретения, полезной модели или промышленного образца и порядок его выплаты определяется договором, заключаемым до начала использования секретного изобретения, полезной модели или промышленного образца, между автором и заинтересованным органом государственной власти, предприятием, учреждением или организацией, а в случае спора — судом.
- Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки, порядок и сроки выплаты вознаграждения за использование секретных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.
- Заинтересованные органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обязаны выплачивать автору изобретения, полезной модели или промышленного образца вознаграждение в случае использования соответственно изобретения, полезной модели или промышленного образца и заключить с автором договор о выплате вознаграждения до начала такого использования. При этом заинтересованные органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации взаимодействуют с автором секретного изобретения, полезной модели или промышленного образца через федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
- Для исключения возможности признания сведений, составляющих государственную тайну, секретом производства (ноу-хау) пункт 2 статьи 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции:
«2. Секретом производства не могут быть признаны сведения, составляющие государственную тайну, а также сведения, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом».
БОРОДКИН Дмитрий Андреевич
аспирант кафедры промышленной собственности Российской государственной академии интеллектуальной собственности, руководитель проектов в сфере военно-технического сотрудничества ООО «РТ-Экспо» (ГК РОСТЕХ)
