Как оформить брачный контракт?

В институциональной экономике широкое применение нашла теория контрактов, отличающаяся своей универсально­стью.

Ее теоретические положения используются, например, для правильного определения оплаты труда как корпоратив­ных управленцев, так и их подчиненных. Правильный выбор между бонусами, акциями предприятия или опционами на право их покупки зачастую зависит от положений данной те­ории. Невозможно представить эффективное корпоративное управление и корпоративные финансы без применения ос­новных положений теории контрактов. Разработка аукционов также коррелирует с положениями этой теории. Экономика регулирования, исследованиями в которой отличился Жан Тироль, во многом базируется на положениях теории кон­трактов.

К сожалению, творческий потенциал данной теории, по нашему мнению, недостаточно используется в исследовании брачных отношений. Анализ сводится рассмотрению в заклю­чаемых брачных контрактах преимущественно одного лишь аспекта — имущественных отношений. Эти отношения супру­гов могут существовать в различных контрактных формах: им­плицитной, отношенческой и неоклассической. После того, как приняли Гражданский и Семейный кодексы, брачующи- еся могли заключать контракт — договор, регулирующий экс­плицитным образом их имущественные права и обязанности в браке. Однако в современной России брачные контракты не получили широкого распространения. Большинство браков традиционно строятся на основе имплицитного контракта, свидетельством заключения которого является регистрация брака в органах записи актов гражданского состояния. Поэто­му в представленной статье мы рассмотрим преимущественно эти брачные отношения как специфическую формы контрак­та, опирающегося на основы всей теории контрактов.

Институциональная экономика относит к контрактам до­статочно широкий круг неявных соглашений, заключенных «по умолчанию». Они не требуют явной фиксации в той или иной форме. Здесь к контракту относятся любые отношения, которые стороны стремятся поддерживать и сохранять дли­тельное время. Условия контракта как бы задаются самой ин­ституциональной средой в целом, которая и образует своего рода сеть формальных и неформальных норм, обязательных для сторон, но не отражены в данном контракте в явном виде. Брачный договор не в состоянии охватить все нюансы супру­жеских отношений. Именно существующая институциональ­ная среда задает основные параметры такого брака.

Брачные отношения, по сути, невозможны без такого контракта. Поэтому в менталитете каждого народа проводит­ся различие между браком и сожительством. Последнее, как бы оно внешне не походило на брак, таковым не признается и не является, поскольку здесь отсутствует контракт как таковой. Контракт обладает тремя элементами: субъекты контракта, предмет контракта и содержание. Субъекты контракта — сто­роны, заключившие его. Предмет контракта — благо, по поводу которого заключен контракт. Содержание контракта — права и обязанности, возникающие у сторон контракта в результа­те его заключения. Брачные отношения возникают лишь при наличии определенных выгод для обеих сторон. Брак лишь фиксирует наличие этих выгод как контракт. Что же является основой брака как контракта? В процессе взаимодействия двух людей постоянно возникает так называемый дополнительный продукт как результат использования сравнительных преиму­ществ. Эти преимущества связаны, прежде всего, с естествен­ными различиями между людьми. Совместная деятельность двух людей всегда вызывает возникновение этого дополни­тельного продукта, условия использования которого и регули­рует брак как контракт.

Брак как долгосрочный контракт


Для иллюстрации нашей мысли рассмотрим простой пример. Гончар тратит на лепку одного горшка 8 мин., еще 4 мин. ему необходимо для росписи горшка. Его ученица за­трачивает на лепку 25 мин., а на роспись — 5 мин. Работая раз­дельно, они могут за 8 часов произвести 56 целых горшков.

Используя принцип сравнительных преимуществ, они могут разделить труд и скооперироваться. Тогда гончар будет зани­маться лишь лепкой и за 8 часов налепит 60 горшков (480:8=60). Его ученица, поскольку имеет относительное преимущество в росписи, потратит на роспись этих 60 горшков 300 мин. (60х5=300), а за оставшиеся 180 минут изготовит еще 6 горшков (180:(25+5) =6). Итого 66 горшков. Как видим, совместная дея­тельность гончара и ученицы дала дополнительный продукт в 10 единиц. Эта ощутимая прибавка от совместного труда, воз­никающая как бы из ничего, не остается без внимания партне­ров. Мастер и его ученица могут задуматься о создании семьи, поскольку имеется для этого достаточная и привлекательная материальная основа. Следует заметить, что дополнительный продукт как результат «эффекта партнерства», возникает при любом их взаимодействии, будь это сфера материального про­изводства, или ведение домашнего хозяйства. «Определить четко, из-за кого получился это дополнительный результат, бывает затруднительным. Ясно, что это требует от будущих партнеров доверительных отношений. Доверие — рисковое поведение, поскольку у стороны нет надежных гарантий в от­ношении поведения партнера. К развитию доверия приводит предшествующий опыт, когда индивид может наблюдать от­каз другого (других) от использования возможностей для оп­портунизма. Каждый из них должен согласиться с закрепле­нием за ним данной специализации, каким бы «ущербным» оно ни оказалось для его «самолюбия». Должно быть четкое осознание того, что иное перераспределение неизбежно при­ведет к исчезновению дополнительного продукта. Лень со сто­роны одного из партнеров или отказ выполнять свою часть работы также приводит к аналогичному результату. Этот своеобразный «эффект партнерства», в свою очередь, являет­ся не неизменным, ведь способности партнеров подвержены постоянным изменениям. Здесь важную роль играют взаимо­отношения партнеров: их взаимное сотрудничество, развивая их способности, может привести к еще большему росту до­полнительного продукта, и наоборот, конфронтация между ними — к его уменьшению и даже его исчезновению». Этот до­полнительный продукт, возможный лишь при добровольном взаимодействии двух партнеров, отражается в их сознании как ощущение счастья.

Следует отметить, что «эффект партнерства» является основой возникновения супружеских отношений, образует материальную основу брака и, тем самым, вызывает необходи­мость заключения определенного соглашения между партне­рами. Созданная на этой основе семья становится первичной, элементарной формой предприятия. «В семье «эффект пар­тнерства» приводит к тому, что «один плюс один дает не два», а больше. Действительно, семья в своем гармоничном развитии приобретает дополнительную ценность, превышающую про­стую арифметическую сумму цен двух партнеров. Эта допол­нительная ценность, приобретаемая каждым партнером лишь в рамках данной семьи, придает каждому члену семьи ощу­щение некоего чуда, исходящего из феномена семьи. А сама семья начинает выступает как отдельный организм, функцио­нирующий самостоятельно, имеющий свои законы развития и диктующий своим членам особые правила поведения».

Известно, что при выборе формы контракта определя­ющими сторонами являются трансакционные издержки и естественный риск. Стремление каждого индивида к макси­мизации собственной выгоды, следование своим эгоистиче­ским интересам обуславливают мощную мотивационную со­ставляющую предстоящего контракта. «Если предположить, что брак — это торговая сделка, то необходимо выяснить, кто же здесь является покупателем, а кто — продавцом. Сложность представляет не то, что это — сделка, а то, что здесь процесс купли-продажи выступает в завуалированном виде. Отсут­ствие явного обмена товара на деньги и передачи самого това­ра в руки покупателя не должно привести к отрицанию самого акта купли-продажи. Так, народный фольклор, касающийся сватовства, приравнивает брак торговой сделке. Приведу неко­торые поговорки: «Для купца, удалого молодца, наша девица хоть куда»; «Не спорьте о приданом, после прибавим»; «У вас товар, а у нас купец (жених)». Здесь ясно видно, что покупате­лем является сторона жениха, а продавцом — сторона невесты. Не случайно женщина, как и любой другой продавец, тратит больше средств и времени на свою внешность, как наиболее осязаемую сторону любого товара. Сомнения возникают лишь при определении самого акта купли-продажи товара: «Коли сужено-ряжено, так наш (товар) надо продать, а ваш купить» (говорят родители невесты)».

Теория контрактов обычно выделяет три стадии кон­трактного процесса: подбор принципалом агента, заключе­ние оптимального контракта и его реализация. Первые две стадии принято обозначать как ex ante контрактный процесс, а последнюю — как ex post контрактный процесс. Исполне­ние контракта зависит от добросовестности агентов по сделке. Нарушение относительных прав собственности будет тракто­ваться как проявление оппортунизма. При заключении брака основную трудность представляет пред- и постконтрактный оппортунизм будущих супругов, связанный с ограничен­ностью информации у партнеров. Склонность индивидов в стремлении к собственной выгоде прибегать к обману или сокрытию информации является естественной. Следствием предконтрактного оппортунизма является неблагоприятный отбор. Результатом постконтрактного оппортунизма является моральный риск, т.е. вероятность неблагоприятного влияния заключенного контракта на систему стимулов агента, в резуль­тате чего в рамках данного контракта уменьшается ожидаемая полезность принципала. Обе проблемы в данной теории ре­шаются на стадии заключения контракта, т. е. основной во­прос здесь состоит в том, как заключить такой контракт, чтобы исключить пред- и постконтрактный оппортунизм супругов. Многовековой опыт народов позволил выработать такую си­стему. Авторы имеют в виду ритуал бракосочетания. Несмо­тря на существенные различия исторического, культурного, духовного развития разных народов, ритуал бракосочетания у них имеет ряд важных общих черт. Прежде всего, это — по­молвка (сватовство) и свадебный церемониал в той или иной форме. Обряды помолвки и сватовства направлены на выяле- ние и устранение, а то и исключение предконтрактного оппор­тунизма. Здесь очень важную роль играет механизмы репута­ции, которые изучаются с самых разных сторон. Что касается свадебного ритуала, то ее элементы направлены прежде всего на устранение постконтрактного оппортунизма. Рассмотрим некоторые из них.

Как заключить брачный договор в 2019 году?


Свадьбу предваряет получение публичного согласия жениха и невесты на брак. Это очень важная часть заключе­ния брака. Давая при всех приглашенных свидетелях, гостях, официальных лицах государства и церкви свое согласие на брак, молодожены принимают на себя негласное обязатель­ство соблюдать ту институциональную среду в семейных от­ношениях, которые признаны в данной местности, времени и условиях. В свою очередь, приглашенные становятся свого рода гарантами данного соглашения. Добровольное согласие молодоженов напоминает присягу (клятву), которую дают представители некоторых профессий, заступая на службу. Так поступают, например, главы государств, избранные на свой пост народным голосованием.

То же самое касается военных, врачей, судей. В России Государственная дума утвердила текст присяги при вступлении в гражданство России, согласно ко­торому гражданин должен будет поклясться соблюдать кон­ституцию страны, уважать ее культуру и историю. Следует отметить, что торжественно данное слово применяется в тех областях жизнедеятельности людей, где проконтролировать за соблюдением негласного соглашения бывает затруднитель­но, где индивид остается один на один перед нелегким выбо­ром, где возможны неоднозначные решения, идущие вразрез интересам партнеров. Данное им обещание сдерживает его от эгоистического поведения, исключает такие ее формы, как ложь, воровство, а также предоставление неполной или искаженной информации, особенно когда идет речь о пред­намеренном обмане, введении в заблуждение, искажении и сокрытии истины и других методах запутывания партнера. Нарушение данного им слова, обещания в определенных усло­виях может быть использовано и против него.

Существенную роль в снижении склонности к оппортунизму играет доверие. Доверие позволяет сторонам снизить издержки, связанные с предупреждением оппортунизма, т.к. другой стороне будет невыгодно нарушать свои обязательства. Поэтому укрепление доверия между сторонами служит оптимизации их отноше­ний. Отметим, что «в брачном рынке партнеры, обладающие как привлекательными так и отрицательными качествами, вынуждены «обмениваться» этим «пакетом» в совокупности. Здесь возможная асимметричная информация может приве­сти к будущим разногласиям в семье. Поэтому у разных на­родов имеются различные институты по предотвращению таких нежелательных сделок. Иногда стороны предпочитают продажу не целым пакетом, а своих отдельных наиболее при­влекательных на данный момент сторон, например, красивую внешность, молодость и пр. Суммарная выгода при этом мо­жет превысить выгоду от продажи пакетом».

Таким образом, для того чтобы договоренность была кон­трактом должны быть выполнены: принцип свободы договора и принцип согласования интересов. Иными словами, не долж­но быть принуждения по отношению какой-либо из сторон договора, и стороны должны быть согласны с его условиями. Отношенческие контракты предполагают долгосрочные и сверхдолгосрочные отношения. Длительность отношений по таким контрактам связана с высокими потерями, связанными с их расторжением. Личность контрагента в таких отношениях часто имеет критическое значение. Отношенческий контракт обладает наивысшей степенью неполноты. Семейная жизнь слишком сложна и многообразна, чтобы первоначальный не­гласный контракт, заключенный между сторонами, мог пред­усмотреть любые непредвиденные обстоятельства. Именно поэтому участники процесса будут вести переговоры уже в ходе совместной жизни. Угроза разрыва отношений действен­на для сторон контракта, так что они предпочитают отказаться от нарушения взятых на себя обязательств.

ГАБИТОВ Илдар Мидхатович
кандидат экономических наук, доцент кафедры общей экономической теории Башкирского государственного университета

ШАРАФУЛЛИНА Розалия Радмировна
кандидат экономических наук, доцент кафедры общей экономической теории Башкирского государственного университета