Как оформить брачный контракт?
В институциональной экономике широкое применение нашла теория контрактов, отличающаяся своей универсальностью.
Ее теоретические положения используются, например, для правильного определения оплаты труда как корпоративных управленцев, так и их подчиненных. Правильный выбор между бонусами, акциями предприятия или опционами на право их покупки зачастую зависит от положений данной теории. Невозможно представить эффективное корпоративное управление и корпоративные финансы без применения основных положений теории контрактов. Разработка аукционов также коррелирует с положениями этой теории. Экономика регулирования, исследованиями в которой отличился Жан Тироль, во многом базируется на положениях теории контрактов.
К сожалению, творческий потенциал данной теории, по нашему мнению, недостаточно используется в исследовании брачных отношений. Анализ сводится рассмотрению в заключаемых брачных контрактах преимущественно одного лишь аспекта — имущественных отношений. Эти отношения супругов могут существовать в различных контрактных формах: имплицитной, отношенческой и неоклассической. После того, как приняли Гражданский и Семейный кодексы, брачующи- еся могли заключать контракт — договор, регулирующий эксплицитным образом их имущественные права и обязанности в браке. Однако в современной России брачные контракты не получили широкого распространения. Большинство браков традиционно строятся на основе имплицитного контракта, свидетельством заключения которого является регистрация брака в органах записи актов гражданского состояния. Поэтому в представленной статье мы рассмотрим преимущественно эти брачные отношения как специфическую формы контракта, опирающегося на основы всей теории контрактов.
Институциональная экономика относит к контрактам достаточно широкий круг неявных соглашений, заключенных «по умолчанию». Они не требуют явной фиксации в той или иной форме. Здесь к контракту относятся любые отношения, которые стороны стремятся поддерживать и сохранять длительное время. Условия контракта как бы задаются самой институциональной средой в целом, которая и образует своего рода сеть формальных и неформальных норм, обязательных для сторон, но не отражены в данном контракте в явном виде. Брачный договор не в состоянии охватить все нюансы супружеских отношений. Именно существующая институциональная среда задает основные параметры такого брака.
Брачные отношения, по сути, невозможны без такого контракта. Поэтому в менталитете каждого народа проводится различие между браком и сожительством. Последнее, как бы оно внешне не походило на брак, таковым не признается и не является, поскольку здесь отсутствует контракт как таковой. Контракт обладает тремя элементами: субъекты контракта, предмет контракта и содержание. Субъекты контракта — стороны, заключившие его. Предмет контракта — благо, по поводу которого заключен контракт. Содержание контракта — права и обязанности, возникающие у сторон контракта в результате его заключения. Брачные отношения возникают лишь при наличии определенных выгод для обеих сторон. Брак лишь фиксирует наличие этих выгод как контракт. Что же является основой брака как контракта? В процессе взаимодействия двух людей постоянно возникает так называемый дополнительный продукт как результат использования сравнительных преимуществ. Эти преимущества связаны, прежде всего, с естественными различиями между людьми. Совместная деятельность двух людей всегда вызывает возникновение этого дополнительного продукта, условия использования которого и регулирует брак как контракт.
Брак как долгосрочный контракт
Для иллюстрации нашей мысли рассмотрим простой пример. Гончар тратит на лепку одного горшка 8 мин., еще 4 мин. ему необходимо для росписи горшка. Его ученица затрачивает на лепку 25 мин., а на роспись — 5 мин. Работая раздельно, они могут за 8 часов произвести 56 целых горшков.
Используя принцип сравнительных преимуществ, они могут разделить труд и скооперироваться. Тогда гончар будет заниматься лишь лепкой и за 8 часов налепит 60 горшков (480:8=60). Его ученица, поскольку имеет относительное преимущество в росписи, потратит на роспись этих 60 горшков 300 мин. (60х5=300), а за оставшиеся 180 минут изготовит еще 6 горшков (180:(25+5) =6). Итого 66 горшков. Как видим, совместная деятельность гончара и ученицы дала дополнительный продукт в 10 единиц. Эта ощутимая прибавка от совместного труда, возникающая как бы из ничего, не остается без внимания партнеров. Мастер и его ученица могут задуматься о создании семьи, поскольку имеется для этого достаточная и привлекательная материальная основа. Следует заметить, что дополнительный продукт как результат «эффекта партнерства», возникает при любом их взаимодействии, будь это сфера материального производства, или ведение домашнего хозяйства. «Определить четко, из-за кого получился это дополнительный результат, бывает затруднительным. Ясно, что это требует от будущих партнеров доверительных отношений. Доверие — рисковое поведение, поскольку у стороны нет надежных гарантий в отношении поведения партнера. К развитию доверия приводит предшествующий опыт, когда индивид может наблюдать отказ другого (других) от использования возможностей для оппортунизма. Каждый из них должен согласиться с закреплением за ним данной специализации, каким бы «ущербным» оно ни оказалось для его «самолюбия». Должно быть четкое осознание того, что иное перераспределение неизбежно приведет к исчезновению дополнительного продукта. Лень со стороны одного из партнеров или отказ выполнять свою часть работы также приводит к аналогичному результату. Этот своеобразный «эффект партнерства», в свою очередь, является не неизменным, ведь способности партнеров подвержены постоянным изменениям. Здесь важную роль играют взаимоотношения партнеров: их взаимное сотрудничество, развивая их способности, может привести к еще большему росту дополнительного продукта, и наоборот, конфронтация между ними — к его уменьшению и даже его исчезновению». Этот дополнительный продукт, возможный лишь при добровольном взаимодействии двух партнеров, отражается в их сознании как ощущение счастья.
Следует отметить, что «эффект партнерства» является основой возникновения супружеских отношений, образует материальную основу брака и, тем самым, вызывает необходимость заключения определенного соглашения между партнерами. Созданная на этой основе семья становится первичной, элементарной формой предприятия. «В семье «эффект партнерства» приводит к тому, что «один плюс один дает не два», а больше. Действительно, семья в своем гармоничном развитии приобретает дополнительную ценность, превышающую простую арифметическую сумму цен двух партнеров. Эта дополнительная ценность, приобретаемая каждым партнером лишь в рамках данной семьи, придает каждому члену семьи ощущение некоего чуда, исходящего из феномена семьи. А сама семья начинает выступает как отдельный организм, функционирующий самостоятельно, имеющий свои законы развития и диктующий своим членам особые правила поведения».
Известно, что при выборе формы контракта определяющими сторонами являются трансакционные издержки и естественный риск. Стремление каждого индивида к максимизации собственной выгоды, следование своим эгоистическим интересам обуславливают мощную мотивационную составляющую предстоящего контракта. «Если предположить, что брак — это торговая сделка, то необходимо выяснить, кто же здесь является покупателем, а кто — продавцом. Сложность представляет не то, что это — сделка, а то, что здесь процесс купли-продажи выступает в завуалированном виде. Отсутствие явного обмена товара на деньги и передачи самого товара в руки покупателя не должно привести к отрицанию самого акта купли-продажи. Так, народный фольклор, касающийся сватовства, приравнивает брак торговой сделке. Приведу некоторые поговорки: «Для купца, удалого молодца, наша девица хоть куда»; «Не спорьте о приданом, после прибавим»; «У вас товар, а у нас купец (жених)». Здесь ясно видно, что покупателем является сторона жениха, а продавцом — сторона невесты. Не случайно женщина, как и любой другой продавец, тратит больше средств и времени на свою внешность, как наиболее осязаемую сторону любого товара. Сомнения возникают лишь при определении самого акта купли-продажи товара: «Коли сужено-ряжено, так наш (товар) надо продать, а ваш купить» (говорят родители невесты)».
Теория контрактов обычно выделяет три стадии контрактного процесса: подбор принципалом агента, заключение оптимального контракта и его реализация. Первые две стадии принято обозначать как ex ante контрактный процесс, а последнюю — как ex post контрактный процесс. Исполнение контракта зависит от добросовестности агентов по сделке. Нарушение относительных прав собственности будет трактоваться как проявление оппортунизма. При заключении брака основную трудность представляет пред- и постконтрактный оппортунизм будущих супругов, связанный с ограниченностью информации у партнеров. Склонность индивидов в стремлении к собственной выгоде прибегать к обману или сокрытию информации является естественной. Следствием предконтрактного оппортунизма является неблагоприятный отбор. Результатом постконтрактного оппортунизма является моральный риск, т.е. вероятность неблагоприятного влияния заключенного контракта на систему стимулов агента, в результате чего в рамках данного контракта уменьшается ожидаемая полезность принципала. Обе проблемы в данной теории решаются на стадии заключения контракта, т. е. основной вопрос здесь состоит в том, как заключить такой контракт, чтобы исключить пред- и постконтрактный оппортунизм супругов. Многовековой опыт народов позволил выработать такую систему. Авторы имеют в виду ритуал бракосочетания. Несмотря на существенные различия исторического, культурного, духовного развития разных народов, ритуал бракосочетания у них имеет ряд важных общих черт. Прежде всего, это — помолвка (сватовство) и свадебный церемониал в той или иной форме. Обряды помолвки и сватовства направлены на выяле- ние и устранение, а то и исключение предконтрактного оппортунизма. Здесь очень важную роль играет механизмы репутации, которые изучаются с самых разных сторон. Что касается свадебного ритуала, то ее элементы направлены прежде всего на устранение постконтрактного оппортунизма. Рассмотрим некоторые из них.
Как заключить брачный договор в 2019 году?
Свадьбу предваряет получение публичного согласия жениха и невесты на брак. Это очень важная часть заключения брака. Давая при всех приглашенных свидетелях, гостях, официальных лицах государства и церкви свое согласие на брак, молодожены принимают на себя негласное обязательство соблюдать ту институциональную среду в семейных отношениях, которые признаны в данной местности, времени и условиях. В свою очередь, приглашенные становятся свого рода гарантами данного соглашения. Добровольное согласие молодоженов напоминает присягу (клятву), которую дают представители некоторых профессий, заступая на службу. Так поступают, например, главы государств, избранные на свой пост народным голосованием.
То же самое касается военных, врачей, судей. В России Государственная дума утвердила текст присяги при вступлении в гражданство России, согласно которому гражданин должен будет поклясться соблюдать конституцию страны, уважать ее культуру и историю. Следует отметить, что торжественно данное слово применяется в тех областях жизнедеятельности людей, где проконтролировать за соблюдением негласного соглашения бывает затруднительно, где индивид остается один на один перед нелегким выбором, где возможны неоднозначные решения, идущие вразрез интересам партнеров. Данное им обещание сдерживает его от эгоистического поведения, исключает такие ее формы, как ложь, воровство, а также предоставление неполной или искаженной информации, особенно когда идет речь о преднамеренном обмане, введении в заблуждение, искажении и сокрытии истины и других методах запутывания партнера. Нарушение данного им слова, обещания в определенных условиях может быть использовано и против него.
Существенную роль в снижении склонности к оппортунизму играет доверие. Доверие позволяет сторонам снизить издержки, связанные с предупреждением оппортунизма, т.к. другой стороне будет невыгодно нарушать свои обязательства. Поэтому укрепление доверия между сторонами служит оптимизации их отношений. Отметим, что «в брачном рынке партнеры, обладающие как привлекательными так и отрицательными качествами, вынуждены «обмениваться» этим «пакетом» в совокупности. Здесь возможная асимметричная информация может привести к будущим разногласиям в семье. Поэтому у разных народов имеются различные институты по предотвращению таких нежелательных сделок. Иногда стороны предпочитают продажу не целым пакетом, а своих отдельных наиболее привлекательных на данный момент сторон, например, красивую внешность, молодость и пр. Суммарная выгода при этом может превысить выгоду от продажи пакетом».
Таким образом, для того чтобы договоренность была контрактом должны быть выполнены: принцип свободы договора и принцип согласования интересов. Иными словами, не должно быть принуждения по отношению какой-либо из сторон договора, и стороны должны быть согласны с его условиями. Отношенческие контракты предполагают долгосрочные и сверхдолгосрочные отношения. Длительность отношений по таким контрактам связана с высокими потерями, связанными с их расторжением. Личность контрагента в таких отношениях часто имеет критическое значение. Отношенческий контракт обладает наивысшей степенью неполноты. Семейная жизнь слишком сложна и многообразна, чтобы первоначальный негласный контракт, заключенный между сторонами, мог предусмотреть любые непредвиденные обстоятельства. Именно поэтому участники процесса будут вести переговоры уже в ходе совместной жизни. Угроза разрыва отношений действенна для сторон контракта, так что они предпочитают отказаться от нарушения взятых на себя обязательств.
ГАБИТОВ Илдар Мидхатович
кандидат экономических наук, доцент кафедры общей экономической теории Башкирского государственного университета
ШАРАФУЛЛИНА Розалия Радмировна
кандидат экономических наук, доцент кафедры общей экономической теории Башкирского государственного университета