К вопросу о применении принудительных мер в уголовно-исполнительной системе и в уголовном праве

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О вне­сении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» рас­ширена сфера применения наказаний, не связанных с лишени­ем свободы. Закон определил введение нового вида уголовного наказания — принудительных работ.

Каково их место в системе наказаний? В чем особенности и проблемы применения?

Правовая природа уголовного наказания как меры госу­дарственного принуждения определяется теми правовыми признаками, в которых проявляются его сущность, механизм кары, его применение в зависимости от категории преступле­ния, требования, указывающие на орган государства, который обеспечивает его исполнение, либо на участие в уголовно-ис­полнительных правоотношениях иных юридических лиц, обе­спечивающих трудовую занятость осужденных, выполнение контрольно-надзорных и иных функций.

По уголовному праву России конкретный вид наказания представляет собой составную часть комплекса мер уголовно­правового характера, в которых получает свою реализацию уго­ловная ответственность. Вот почему правовая природа наказания должна рассматриваться через призму оценки его сущностных признаков, механизма применения, смягчения, обеспечения кары, характера исполнения, соотношения с иными мерами уго­ловно-правового характера и освобождения от отбывания нака­зания и учета особенностей исполнительных процедур.

Принудительные работы как новый вид уголовного нака­зания выступают в качестве своеобразной льготной кары, бло­кирующей исполнение лишения свободы на определенный срок, и имеют сложную правовую природу.

Принудительные работы занимают промежуточное положе­ние между лишением свободы и наказаниями, альтернативными лишению свободы. В то же время, как отмечают ученые и юристы- практики, законодательный алгоритм назначения принудитель­ных работ переводит их из разряда уголовных наказаний в разряд иных мер уголовно-правового характера, сближает с условным осуждением, а точнее — воспроизводит такую известную советско­му уголовному праву меру, как условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду.

Как отмечают представители Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации, для начала планируется развернуть семь — восемь исправительных центров.

В связи со сложившейся в настоящее время ситуацией в стране, мы считаем, что принудительные работы необходимо активно применять как альтернативу лишению свободы.

В данной мере наказания очень много положительного. Перечислим только некоторые из них:

  • Принудительные работы являются наиболее строгим видом наказания не связанным с лишением свободы.
  • Принудительные работы общественно полезны, так как приносят пользу государству, обществу.
  • Уменьшаются затраты на содержание и исправление преступника, что в период действия санкций против России и тяжелой экономической ситуации очень важно.

На осужденных к принудительным работам распространя­ются положения трудового законодательства, за исключением правил приема, увольнения, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков. Время привле­чения осужденного к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имею­щим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пяти­десятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидеся­тилетнего возраста, а также военнослужащим.

Оценивая законодательную новеллу, нам представляется, что принудительные работы необходимо назначать самостоятельно, т.е. не в качестве альтернативы лишению свободы, а как самостоятельный вид наказания. Соответственно, из ч. 1 ст. 53.1 УК РФ необходимо исключить слова «как альтернатива лишению свободы», изложив ее в следующем виде: «Прину­дительные работы применяются в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Ко­декса, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые», а также исключить из ст. 53.1 УК РФ часть вторую.

Так, например, актуально применять принудительные ра­боты в отношении лиц, злостно уклоняющихся от уплаты али­ментов. Тем самым государство в принудительном порядке обе­спечивает нарушителя работой и заработанные им денежные средства перечисляет детям. Анализируя данную мысль можно сказать, что принудительные работы являются одним из рыча­гом влияния и перевоспитания преступника. Тем самым мы ви­дим, что государство в лице Федеральных органов исполнитель­ной власти, выступает в роли восстановителя справедливости.

На настоящем этапе правового регулирования назначе­ние принудительных работ в качестве меры наказания приве­дет к возникновению ряда трудностей для правоприменителя, во избежание чего необходимы более тщательная доработка и осмысление вопросов правовой природы, назначения и ис­полнения наказания в виде принудительных работ.

По большому счету, отбытие наказания в виде принудитель­ных работ обязывает осужденного к определенному поведению. То есть не нарушать режим таких центров, запрещается употребление алкоголя. Нарушители режима, наказываются администрацией. Нарушители могут быть наказаны предупреждением, запретом покидать центр на выходные и праздничные дни. Самым жестоким наказанием лицам, которые злостно нарушают режим и уклоня­ются от выполнения общественных работ, по представлению адми­нистрации происходит замена принудительных работ на лишение свободы. При этом один день не отработанных принудительных работ приравнивается к одному дню лишения свободы.

Лица, которые следуют возложенным на них государ­ством обязанностей, не нарушают режим производства при­нудительных работ, хорошо работают — такие люди поощря­ются. Поощрения могут быть разными. Эти осужденные на выходные, праздничные дни, могут покидать центр, приобре­тать на заработанные деньги различные продукты питания и одежду. И могут рассчитывать на досрочное освобождение от таких работ и даже на отпуска.

Вообще, такие осужденные одеваются, обуваются и пита­ются за счет выплачиваемой им зарплаты.

Рядом с таким центром может жить семья осужденного, что будет стимулировать осужденного лучше работать и не получать взысканий и замечаний, дабы на выходных их видеть и содержать.

В целом такая мера наказания как принудительные рабо­ты, со своей системой наказаний и поощрений, призвана обе­спечить осужденному лицу все условия для полного исправле­ния, на основе оплачиваемого труда.

Также применение принудительных работ должна раз­грузить колонии и тюрьмы. Так как в настоящее время наблю­дается нехватка мест в исправительных учреждениях, в связи с большой численностью преступности и в связи со слабой ма­териальной обеспеченностью исправительных учреждений.

При создании же исправительных центров, есть возмож­ность реализации произведенной продукции. Данные денежные средства можно направить на дальнейшее развитие уголовно-ис­правительной системы, не привлекая дополнительные финансо­вые вложение с бюджета, путем урезания социальных программ.

П. 3 ст. 60.1 УИК РФ гласит, что изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут созда­ваться при исправительных учреждениях.

В настоящее время исполнение данного пункта происхо­дит лишь формально. Так как на самом деле лица, осужденные к принудительным работам, трудоустроены и продолжают работать вместе с лицами, которые осуждены к лишению сво­боды. В этом случае нарушается принцип раздельного содер­жания осужденных в зависимости от тяжести совершенного ими преступления. Также нарушается исполнение наказания, так как осужденные, находящиеся в колониях-поселениях, не изолированы от общества, так как работают вместе с лицами не изолированными от общества.

Эффективное применение наказаний, альтернативных лишению свободы, в отношении лиц, совершивших престу­пления небольшой и средней тяжести, должно обеспечивать защиту общества от преступника, снижение уровня криминализации общества, разобщение преступного сообщества, снижение численности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

С целью обеспечения эффективного контроля за испол­нением осужденным обязанностей и ограничений предпола­гается использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, автоматизированно­го компьютерного учета осужденных, внедрение в практику работы учреждений, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, программы психологи­ческой коррекции личности и изменения поведения.

В этих условиях необходимо принятие мер по формиро­ванию качественно новых учреждений, способных эффектив­но исполнять наказания, не связанные с изоляцией осужден­ного от общества.

Для достижения указанных целей предусматривается ре­ализация следующих мер:

  • разработка законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих возложение на уголовно-исполнительные инспекции полно­мочий по контролю за условно-досрочно освобожденными лицами. При разработке таких нормативных правовых актов необходимо учесть вопросы оказания социальной помощи ус­ловно-досрочно освобождаемым лицам;
  • оптимизация структуры уголовно-исполнительных ин­спекций, создание таких инспекций в районных, городских адми­нистративно-территориальных образованиях, где они в настоящее время отсутствуют, организация «опорных пунктов» уголовно-ис­полнительных инспекций в отдаленных населенных пунктах, где проживает более 45 осужденных без изоляции от общества.

В целях обеспечения эффективного исполнения альтер­нативных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, и контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, необходимы:

  • закрепление норматива штатной численности уголов­но-исполнительных инспекций и доведения его до 2,1 про­цента среднегодовой численности осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях;
  • обеспечение и внедрение в деятельность уголовно-ис­полнительных инспекций телекоммуникационных технологий, электронного документооборота и ведения электронных личных дел осужденных, создание единой базы учета осужденных к на­казаниям, не связанным с изоляцией осужденных от общества;
  • обеспечение уголовно-исполнительных инспекций ауди­овизуальными, электронными и иными техническими средства­ми надзора и контроля в целях эффективного контроля за осуж­денными без изоляции от общества;

В заключение хочется добавить, что для того чтобы новый вид наказания действительно эффективно работал, необходимо урегу­лировать все вопросы, которые с ним связаны в нормативно-пра­вовом акте, чтобы при исполнении наказания не было пробелов.

Какова будет действительная практика применения ново­го вида уголовного наказания и его воздействие на современ­ную российскую преступность и личность преступника, пока­жет время. А пока хочется надеяться, что все, что предусмотрел законодатель, будет эффективно исполняться, а законодатель в свою очередь оперативно реагировать на изменение ситуа­ции и своевременно принимать меры для улучшения уголов­но-исполнительной и уголовной системы России.

АЛЕКСЕЕВ Юрий Григорьевич
преподаватель кафедры специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России, старший лейтенант полиции.