К вопросу о применении принудительных мер в уголовно-исполнительной системе и в уголовном праве
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» расширена сфера применения наказаний, не связанных с лишением свободы. Закон определил введение нового вида уголовного наказания — принудительных работ.
Каково их место в системе наказаний? В чем особенности и проблемы применения?
Правовая природа уголовного наказания как меры государственного принуждения определяется теми правовыми признаками, в которых проявляются его сущность, механизм кары, его применение в зависимости от категории преступления, требования, указывающие на орган государства, который обеспечивает его исполнение, либо на участие в уголовно-исполнительных правоотношениях иных юридических лиц, обеспечивающих трудовую занятость осужденных, выполнение контрольно-надзорных и иных функций.
По уголовному праву России конкретный вид наказания представляет собой составную часть комплекса мер уголовноправового характера, в которых получает свою реализацию уголовная ответственность. Вот почему правовая природа наказания должна рассматриваться через призму оценки его сущностных признаков, механизма применения, смягчения, обеспечения кары, характера исполнения, соотношения с иными мерами уголовно-правового характера и освобождения от отбывания наказания и учета особенностей исполнительных процедур.
Принудительные работы как новый вид уголовного наказания выступают в качестве своеобразной льготной кары, блокирующей исполнение лишения свободы на определенный срок, и имеют сложную правовую природу.
Принудительные работы занимают промежуточное положение между лишением свободы и наказаниями, альтернативными лишению свободы. В то же время, как отмечают ученые и юристы- практики, законодательный алгоритм назначения принудительных работ переводит их из разряда уголовных наказаний в разряд иных мер уголовно-правового характера, сближает с условным осуждением, а точнее — воспроизводит такую известную советскому уголовному праву меру, как условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду.
Как отмечают представители Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации, для начала планируется развернуть семь — восемь исправительных центров.
В связи со сложившейся в настоящее время ситуацией в стране, мы считаем, что принудительные работы необходимо активно применять как альтернативу лишению свободы.
В данной мере наказания очень много положительного. Перечислим только некоторые из них:
- Принудительные работы являются наиболее строгим видом наказания не связанным с лишением свободы.
- Принудительные работы общественно полезны, так как приносят пользу государству, обществу.
- Уменьшаются затраты на содержание и исправление преступника, что в период действия санкций против России и тяжелой экономической ситуации очень важно.
На осужденных к принудительным работам распространяются положения трудового законодательства, за исключением правил приема, увольнения, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков. Время привлечения осужденного к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.
Оценивая законодательную новеллу, нам представляется, что принудительные работы необходимо назначать самостоятельно, т.е. не в качестве альтернативы лишению свободы, а как самостоятельный вид наказания. Соответственно, из ч. 1 ст. 53.1 УК РФ необходимо исключить слова «как альтернатива лишению свободы», изложив ее в следующем виде: «Принудительные работы применяются в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые», а также исключить из ст. 53.1 УК РФ часть вторую.
Так, например, актуально применять принудительные работы в отношении лиц, злостно уклоняющихся от уплаты алиментов. Тем самым государство в принудительном порядке обеспечивает нарушителя работой и заработанные им денежные средства перечисляет детям. Анализируя данную мысль можно сказать, что принудительные работы являются одним из рычагом влияния и перевоспитания преступника. Тем самым мы видим, что государство в лице Федеральных органов исполнительной власти, выступает в роли восстановителя справедливости.
На настоящем этапе правового регулирования назначение принудительных работ в качестве меры наказания приведет к возникновению ряда трудностей для правоприменителя, во избежание чего необходимы более тщательная доработка и осмысление вопросов правовой природы, назначения и исполнения наказания в виде принудительных работ.
По большому счету, отбытие наказания в виде принудительных работ обязывает осужденного к определенному поведению. То есть не нарушать режим таких центров, запрещается употребление алкоголя. Нарушители режима, наказываются администрацией. Нарушители могут быть наказаны предупреждением, запретом покидать центр на выходные и праздничные дни. Самым жестоким наказанием лицам, которые злостно нарушают режим и уклоняются от выполнения общественных работ, по представлению администрации происходит замена принудительных работ на лишение свободы. При этом один день не отработанных принудительных работ приравнивается к одному дню лишения свободы.
Лица, которые следуют возложенным на них государством обязанностей, не нарушают режим производства принудительных работ, хорошо работают — такие люди поощряются. Поощрения могут быть разными. Эти осужденные на выходные, праздничные дни, могут покидать центр, приобретать на заработанные деньги различные продукты питания и одежду. И могут рассчитывать на досрочное освобождение от таких работ и даже на отпуска.
Вообще, такие осужденные одеваются, обуваются и питаются за счет выплачиваемой им зарплаты.
Рядом с таким центром может жить семья осужденного, что будет стимулировать осужденного лучше работать и не получать взысканий и замечаний, дабы на выходных их видеть и содержать.
В целом такая мера наказания как принудительные работы, со своей системой наказаний и поощрений, призвана обеспечить осужденному лицу все условия для полного исправления, на основе оплачиваемого труда.
Также применение принудительных работ должна разгрузить колонии и тюрьмы. Так как в настоящее время наблюдается нехватка мест в исправительных учреждениях, в связи с большой численностью преступности и в связи со слабой материальной обеспеченностью исправительных учреждений.
При создании же исправительных центров, есть возможность реализации произведенной продукции. Данные денежные средства можно направить на дальнейшее развитие уголовно-исправительной системы, не привлекая дополнительные финансовые вложение с бюджета, путем урезания социальных программ.
П. 3 ст. 60.1 УИК РФ гласит, что изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут создаваться при исправительных учреждениях.
В настоящее время исполнение данного пункта происходит лишь формально. Так как на самом деле лица, осужденные к принудительным работам, трудоустроены и продолжают работать вместе с лицами, которые осуждены к лишению свободы. В этом случае нарушается принцип раздельного содержания осужденных в зависимости от тяжести совершенного ими преступления. Также нарушается исполнение наказания, так как осужденные, находящиеся в колониях-поселениях, не изолированы от общества, так как работают вместе с лицами не изолированными от общества.
Эффективное применение наказаний, альтернативных лишению свободы, в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, должно обеспечивать защиту общества от преступника, снижение уровня криминализации общества, разобщение преступного сообщества, снижение численности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
С целью обеспечения эффективного контроля за исполнением осужденным обязанностей и ограничений предполагается использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, автоматизированного компьютерного учета осужденных, внедрение в практику работы учреждений, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, программы психологической коррекции личности и изменения поведения.
В этих условиях необходимо принятие мер по формированию качественно новых учреждений, способных эффективно исполнять наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества.
Для достижения указанных целей предусматривается реализация следующих мер:
- разработка законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих возложение на уголовно-исполнительные инспекции полномочий по контролю за условно-досрочно освобожденными лицами. При разработке таких нормативных правовых актов необходимо учесть вопросы оказания социальной помощи условно-досрочно освобождаемым лицам;
- оптимизация структуры уголовно-исполнительных инспекций, создание таких инспекций в районных, городских административно-территориальных образованиях, где они в настоящее время отсутствуют, организация «опорных пунктов» уголовно-исполнительных инспекций в отдаленных населенных пунктах, где проживает более 45 осужденных без изоляции от общества.
В целях обеспечения эффективного исполнения альтернативных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, и контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, необходимы:
- закрепление норматива штатной численности уголовно-исполнительных инспекций и доведения его до 2,1 процента среднегодовой численности осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях;
- обеспечение и внедрение в деятельность уголовно-исполнительных инспекций телекоммуникационных технологий, электронного документооборота и ведения электронных личных дел осужденных, создание единой базы учета осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденных от общества;
- обеспечение уголовно-исполнительных инспекций аудиовизуальными, электронными и иными техническими средствами надзора и контроля в целях эффективного контроля за осужденными без изоляции от общества;
В заключение хочется добавить, что для того чтобы новый вид наказания действительно эффективно работал, необходимо урегулировать все вопросы, которые с ним связаны в нормативно-правовом акте, чтобы при исполнении наказания не было пробелов.
Какова будет действительная практика применения нового вида уголовного наказания и его воздействие на современную российскую преступность и личность преступника, покажет время. А пока хочется надеяться, что все, что предусмотрел законодатель, будет эффективно исполняться, а законодатель в свою очередь оперативно реагировать на изменение ситуации и своевременно принимать меры для улучшения уголовно-исполнительной и уголовной системы России.
АЛЕКСЕЕВ Юрий Григорьевич
преподаватель кафедры специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России, старший лейтенант полиции.