Договорное регулирование имущественных отношений супругов

Многие ошибочно считают Израиль ультрарелигиозным государством.

Религия и государство в Израиле разделены не полностью, но за 67 лет существования Израиля эти два лагеря значительно дистанцировались друг от друга. Людей, которые живут вместе вне официального брака, больше никто не на­зывает грешниками и не пророчит им адовы муки. Институт гражданских супругов признается в подавляющем большин­стве сфер, включая вопросы наследования, медицинского страхования и социальной защиты. Однако есть как минимум одна область, где государство не готово рассматривать людей без штампа в паспортах как семью, даже если у них есть общие дети.

Особое место уделяется временным рамкам брачных со­юзов. Рассмотрим право на получение израильского граж­данства путем репатриации. Когда на интервью в консульство приходит пара, где только один из супругов еврей, консул проверяет, прошел ли год с момента их вступления в офици­альный брак. Если браку меньше года, людей разворачивают: надо подождать. Такая позиция консульства базируется на ди­рективе МВД, первый пункт которой отражает декларативную цель.

Рассматриваемая тематика достаточно широко рассма­тривается в различных научных трудах, в большей степени, это связано с адвокатской практикой. Затрагивается данная проблема в трудах Ю. А. Артемьевой, в работах Б. А. Стародубского. Особое место в качестве ов базы занимают правовые ресурсы Израиля. Следует выделить, в контексте проблем семейного права, работы Т. Айнхорна. Основную часть его монографии занимает анализ норм израильского се­мейного права (89 страниц из 194). Т. Айнхорн является при­знанным специалистом в рассматриваемой области. Автором акцентируется особое место семейного права Израиля в пред­ставлении вопросов правового регулирования: «Израиль — это единственная страна мира, в которой семейно-брачные отно­шения регулируются четырьмя правовыми системами, иначе говоря, оно является интерперсональным правом».

Государство Израиль не признает института гражданских супругов — и никогда не признает. Наличие совместных детей убеждает консулов в подлинности брака гораздо меньше, чем штамп в паспорте годичной давности. Сроки заключения бра­ка влияют на непризнание института гражданского брака и отказ в праве на репатриацию, даже при наличии совместных детей.

Рассмотрим случай из практики, который произошел в консульстве Украины, но мог бы произойти в любой стране, в том числе и в Российской Федерации. Пара пришла в консуль­ство и выразила желание репатриироваться в Израиль. Кон­сульство отправило пару в ЗАГС регистрировать отношения: мужчина был евреем, а его гражданская жена — нет. Пара заре­гистрировала отношения, а спустя несколько месяцев супруг- еврей скончался. Женщина — уже в статусе вдовы, а не супруги и не гражданской жены — вернулась в консульство, желая репа­триироваться. Ей вновь было отказано, на основании того, что брак длился меньше года. Тот факт, что требование провести в браке год распространяется на жен, а не на вдов, консульство не рассматривало.

Имущественные споры


Исследования, проводимые учеными во всем мире, ут­верждают, что в современном постиндустриальном обществе традиционное понятие «семья» трансформируется и приобретает множество новых оттенков. Общество все более и более индивидуализируется, семья перестает занимать централь­ное, главенствующее место в жизни людей. Так называемая современная семья стала результатом процесса повышения образовательного уровня женщин, начавшегося в 60-х годах, и активного проникновения женщин на рынок труда. Аналогич­но, если в 1970 г. женщины составляли 30% от всех работников, то сейчас — 52,3%. 70% от числа работающих женщин имеют детей в возрасте до 15 лет. Этот процесс, хотя и затронул Из­раиль, развивается гораздо медленнее, чем в странах Европы. Для израильского общества в целом характерно традицион­ное понимание семьи. Женщина продолжает воспринимать­ся, в первую очередь, как мать и жена, а целью брака, прежде всего, является рождение детей. Даже работающие израиль­ские женщины, делающие карьеру, работам по дому уделяют на 66% больше времени, чем их мужья.

Система раввинатских судов в Израиле действует в силу закона о раввинатских судах от 1953 г. и является неотъемной частью системы судов в Израиле. У суда по семейным делам и у раввинатского суда существуют параллельные полно­мочия в следующих вопросах: имущественные иски, иски об алиментах, содержание детей, распорядок свиданий с детьми, утверждение договоров. У раввинатского суда эксклюзивные полномочия в вопросах брака и развода между евреями в Из­раиле. По остальным вопросам требуется согласие сторон для того, чтобы обратиться в равиинатский суд, если они не свя­занны исками о разводе по закону.

Пары, которые не могут или не хотят заключать брак в соответствии с Галахой (сводом еврейских законов), имеют не­сколько возможностей:

  • заключить при посредничестве адвоката брачный кон­тракт (эскемаль хаиммешутафим). Брачный контракт не при­знается раввинатским судом в качестве брака, не регистрирует­ся в МВД, и супруги не получают никаких льгот, положенных молодоженам. Однако такие соглашения упорядочивают иму­щественные вопросы и могут быть использованы в случае не­обходимости в качестве «протокола о намерениях». За симво­лическую плату организация НААМАТ помогает составлять брачные контракты и финансовые соглашения;
  • оформить гражданский брак за границей. Гражданский брак, заключенный за границей, признается в МВД, и молодо­жены имеют все те же гражданские права, что и заключившие брак в Израиле. При этом, как уже говорилось выше, брак, за­ключенный за границей, не признается раввинатским судом;
  • оставаться «фактическими» супругами без заключе­ния брачного договора, так называемыми «едуим бе цибур». В этом случае права и обязанности супругов нигде не закре­плены, но, по израильским законам, пара, ведущая совместное хозяйство, имеет определенные права при разделе имущества наследовании или присуждении алиментов на детей. Консер­вативный или реформистский брак также не признается рав- винатским судом и не регистрируется в МВД, и фактически приравнивается к «едуим бе цибур».

Учитывая то, что семейные дела включают в себя помимо юридических аспектов, еще и аспекты, связанные с оказанием различных видом помощи и консультаций, при суде по се­мейным делам был создан отдел помощи, предоставляющий услуги по диагностике и терапии, а также консультации на различные темы.

Договорное регулирование имущественных отношений супругов по праву Израиля

Метод «совместного владения» распространяется на все пары, которые состоят в законном браке, или начали ведение общего хозяйства («ядуим бецибур») до вступления в силу за­кона о финансовых отношениях между супругами 1973 года. Согласно методу совместного владения, все активы, чаще всего бизнес, ценные бумаги, интеллектуальная собственность, недвижимость и т.д., принадлежат обоим супругам в равных долях. Судебные постановления гласят, что достаточно дока­зать факт ведения совместного хозяйства для того, чтобы уста­новить совместное владение. Следует подчеркнуть, что закон делит имущество поровну, даже если супруг является един­ственным кормильцем, а супруга — домохозяйка. Активы, ко­торые накопились у супруга до брака или до начала совмест­ного проживания, остаются в личном владении супруга, но в особых случаях к ним тоже может применяться совместное владение.

Финансовый (имущественный) иск, это гражданский иск между человеком или его наследством и членом его семьи или его наследством, причиной которому послужил конфликт в семье, не важно какова его суть или стоимость. Иск между су­пругами или иск, причиной для подачи которого послужил конфликт в семье, подается в суд по семейным делам.

Брак в Израиле

Рассмотрим распорядок балансирования средств. После расторжения брака или в связи со смертью супруга, каждый из супругов вправе получить равную половину совместного имущества.

За исключением следующего:

  • имущество, принадлежащее им до свадьбы или полу­ченное в подарок или по наследству в период брака;
  • пособие, выплачиваемое одному из супругов от инсти­тута национального страхования или пособие или компенса­ция, полагающиеся по закону одному из супругов в связи с физической травмой или смертью;
  • имущество, о котором супруги письменно договори­лись, что его стоимость не будет сбалансирована между ними.

Существуют иски на сохранение прав. Если один из супру­гов совершил действие, которое может нарушить существую­щее или будущее право другого, в соответствии с предсвадеб­ным договором или согласно распорядку о балансировании имущества, или когда существует реальное опасение, что он собирается произвести такое действие, суд вправе, по просьбе второго супруга, предпринять меры для сохранения вышеука­занного права.

Для евреев, которые совершали обряд бракосочетания по Галахе, процедура развода находится в исключительной ком­петенции раввинатского суда. Консервативных, реформист­ских и гражданских разводов раввинатский суд не признает. По закону Торы супруги могут развестись по соглашению. При этом супружеская пара, желающая развестись, должна обратиться в раввинат и подать совместное ходатайство о раз­воде. Развод осуществлен, когда муж передал жене разводное письмо — гет, а жена его приняла. Спустя три месяца после развода она имеет право снова выйти замуж (но не за мужчину из рода коэнов). Судом выдается соглашение о разводе (эскем гирушин).

Желательно, чтобы оно содержало следующие моменты: согласие супругов на развод; соглашение между супругами о том, с кем из них останутся дети; право на свидание с детьми того из родителей, кто не будет постоянно проживать с детьми после развода; выплата алиментов на детей; перечень имуще­ства супругов (квартира, имущество в квартире, автомашина, счета в банках и др.), а также условия его раздела. В Израи­ле довольно много женщин, оставленных мужем без развода (агунот), не имеющих возможности получить гет. Женщина- агуна по Галахе не может выйти замуж за другого, поскольку она принадлежит только мужу, вплоть до момента получения от него гета или до его смерти. Если суд вынес решение, обя­зывающее мужа дать жене гет, а муж отказывается сделать это, суд обяжет его выплачивать жене алименты. Дети, рожденные женщиной-агуной от другого мужчины, считаются незаконно­рожденными (мамзерами).

По Галахе ребенок считается мамзером в том случае, если он родился от внебрачной связи замужней женщины или от брака родственников первой степени. В остальных случаях, согласно еврейскому закону, дети считаются законнорожден­ными не зависимо от того, в гражданском или религиозном браке они родились. Дети матери-одиночки считаются закон­норожденными и в том случае, когда отец неизвестен.

Освободить женщину от «брачных оков» может только раввинатский суд. Раввинатские суды пытаются, насколько это возможно, помогать таким женщинам. Так, если женщине из­вестно, в какую страну уехал муж, раввинат старается отыскать его и убедить послать гет через посредника из страны его про­живания жене в Израиль. Агуна может попробовать отыскать мужа, подав в Министерство внутренних дел просьбу не прод­левать мужу срок действия иностранного паспорта.

Таким образом, если муж обратится по этому вопросу в консульство, то такое обращение позволит обнаружить его ме­стонахождение. Если имущество семьи записано полностью или частично на имя отсутствующего мужа, женщина-агуна не имеет права им пользоваться.

Рассмотрим развод в гражданском порядке. Если супру­ги-евреи состояли в гражданском браке, то и развод они могут оформить в гражданском порядке (у адвоката, за границей). Однако если кто-либо из них решит повторно вступить в брак по еврейским законам, у него возникнут проблемы, так как гражданский развод не признается раввинатским судом. Если развод будет оформлен только в гражданском суде и женщина после расторжения брака родит ребенка от другого мужчины, то, согласно Галахе, ее ребенок будет признан мамзером.

Следует отметить, что мамзер никак не отличается от лю­бого другого гражданина в юридическом и правовом плане. Но по Галахе он не сможет пройти процедуру религиозного брака, а, значит, сочетаться браком в Израиле (хотя всегда име­ет возможность вступить в гражданский брак).

Расторжение смешанного брака (если муж и жена при­надлежат к различным религиям или национальностям) про­изводится в порядке, предусмотренном гражданским законом от 1969 г. Прежде всего, подается ходатайство на имя предсе­дателя Верховного суда Израиля (бейт мишпат элион) в Ие­русалиме с просьбой определить, какая правовая инстанция будет слушать дело о расторжении брака — религиозные суды по религиозной принадлежности одного из супругов или же гражданский (окружной) суд. Как правило, рассмотрение дела о расторжении брака передается в гражданский (окружной) суд. Гражданский суд рассматривает дело в соответствии с за­коном, действующим по месту проживания супругов на мо­мент регистрации брака или по закону их последнего места жительства.

Иск об алиментах можно подавать как в раввинатский, так и в окружной гражданский суд. При подаче иска об али­ментах в окружной суд стороны и их близкие родственники могут давать свидетельские показания, причем свидетельские показания женщины имеют равную силу со свидетельством мужчин. В раввинатском суде стороны не имеют права свиде­тельствовать об обстоятельствах дела, а женщины и близкие родственники сторон не признаются свидетелями. Не зависи­мо от того, в каком браке — религиозном или гражданском — проживали супруги, алименты на детей выплачиваются в обя­зательном порядке.

И гражданский суд, и раввинат не утверждают в соглаше­нии о разводе пункт, по которому родители отказываются от права ребенка на алименты от отца. Отец не освобождается от уплаты алиментов на ребенка, даже если он отказывается от части квартиры в пользу жены и ребенка. Суд также может не утвердить заниженную сумму алиментов. Отец обязан пла­тить алименты на ребенка даже в том случае, если он не про­живал совместно с его матерью или женат на другой женщине. В том случае, если мужчина отрицает свое отцовство, можно подать иск в суд и провести генетическую проверку отцовства.

Выплата алиментов по еврейским законам. Еврейские женщины, состоявшие в религиозном браке, кроме алиментов на ребенка, при разводе имеют право, защищенное ктубой, на алименты «на содержание». В этом случае под алимента­ми подразумеваются расходы на продовольствие, ведение хо­зяйства, развлечения, поездки, парикмахерскую, косметику, одежду, место проживания, медицинские и карманные расхо­ды — все, что необходимо женщине для поддержания уровня жизни, который был для нее привычен. В момент подачи иска об алиментах следует знать, что право на алименты «на содер­жание» сохраняется в случае, если женщина живет с мужем.

Женщина, занятая только в домашнем хозяйстве, долж­на заботиться о потребностях мужа и выполнять все необ­ходимые ему работы по дому — таково условие ее права на получение алиментов от мужа. Если женщина оставила дом вынужденно, например, вследствие физического или психиче­ского давления со стороны мужа или его грубого поведения, она должна доказать в суде наличие этой причины с помощью таких доказательств, как жалоба в полицию, свидетельские по­казания, врачебное заключение о побоях и пр.

Через исполнительное производство можно осущест­влять пункты соглашения о разводе, обязывающие мужа вы­плачивать алименты жене, лишь в том случае, если это четко указано в соглашении о разводе, утвержденном судом. При разводе в гражданском порядке женщина не имеет права на алименты на содержание.

Проведенное исследование определяет значимость имуще­ственных споров в Израильском семейном праве. При этом сле­дует констатировать достаточно жесткие меры регулирования имущественных прав. Сформирована уникальная система, ко­торая максимизирует давление и снижает возможность растор­жения брачного союза. Во многом нормы сильно устарели, но с учетом ценностных ориентаций израильского общества данный концепт вряд ли может быть пересмотрен в ближайшие годы.

ГУЛИЕВА Нуртач Эльмановна
аспирант кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Российского университета дружбы народов