Договорное регулирование имущественных отношений супругов
Многие ошибочно считают Израиль ультрарелигиозным государством.
Религия и государство в Израиле разделены не полностью, но за 67 лет существования Израиля эти два лагеря значительно дистанцировались друг от друга. Людей, которые живут вместе вне официального брака, больше никто не называет грешниками и не пророчит им адовы муки. Институт гражданских супругов признается в подавляющем большинстве сфер, включая вопросы наследования, медицинского страхования и социальной защиты. Однако есть как минимум одна область, где государство не готово рассматривать людей без штампа в паспортах как семью, даже если у них есть общие дети.
Особое место уделяется временным рамкам брачных союзов. Рассмотрим право на получение израильского гражданства путем репатриации. Когда на интервью в консульство приходит пара, где только один из супругов еврей, консул проверяет, прошел ли год с момента их вступления в официальный брак. Если браку меньше года, людей разворачивают: надо подождать. Такая позиция консульства базируется на директиве МВД, первый пункт которой отражает декларативную цель.
Рассматриваемая тематика достаточно широко рассматривается в различных научных трудах, в большей степени, это связано с адвокатской практикой. Затрагивается данная проблема в трудах Ю. А. Артемьевой, в работах Б. А. Стародубского. Особое место в качестве ов базы занимают правовые ресурсы Израиля. Следует выделить, в контексте проблем семейного права, работы Т. Айнхорна. Основную часть его монографии занимает анализ норм израильского семейного права (89 страниц из 194). Т. Айнхорн является признанным специалистом в рассматриваемой области. Автором акцентируется особое место семейного права Израиля в представлении вопросов правового регулирования: «Израиль — это единственная страна мира, в которой семейно-брачные отношения регулируются четырьмя правовыми системами, иначе говоря, оно является интерперсональным правом».
Государство Израиль не признает института гражданских супругов — и никогда не признает. Наличие совместных детей убеждает консулов в подлинности брака гораздо меньше, чем штамп в паспорте годичной давности. Сроки заключения брака влияют на непризнание института гражданского брака и отказ в праве на репатриацию, даже при наличии совместных детей.
Рассмотрим случай из практики, который произошел в консульстве Украины, но мог бы произойти в любой стране, в том числе и в Российской Федерации. Пара пришла в консульство и выразила желание репатриироваться в Израиль. Консульство отправило пару в ЗАГС регистрировать отношения: мужчина был евреем, а его гражданская жена — нет. Пара зарегистрировала отношения, а спустя несколько месяцев супруг- еврей скончался. Женщина — уже в статусе вдовы, а не супруги и не гражданской жены — вернулась в консульство, желая репатриироваться. Ей вновь было отказано, на основании того, что брак длился меньше года. Тот факт, что требование провести в браке год распространяется на жен, а не на вдов, консульство не рассматривало.
Имущественные споры
Исследования, проводимые учеными во всем мире, утверждают, что в современном постиндустриальном обществе традиционное понятие «семья» трансформируется и приобретает множество новых оттенков. Общество все более и более индивидуализируется, семья перестает занимать центральное, главенствующее место в жизни людей. Так называемая современная семья стала результатом процесса повышения образовательного уровня женщин, начавшегося в 60-х годах, и активного проникновения женщин на рынок труда. Аналогично, если в 1970 г. женщины составляли 30% от всех работников, то сейчас — 52,3%. 70% от числа работающих женщин имеют детей в возрасте до 15 лет. Этот процесс, хотя и затронул Израиль, развивается гораздо медленнее, чем в странах Европы. Для израильского общества в целом характерно традиционное понимание семьи. Женщина продолжает восприниматься, в первую очередь, как мать и жена, а целью брака, прежде всего, является рождение детей. Даже работающие израильские женщины, делающие карьеру, работам по дому уделяют на 66% больше времени, чем их мужья.
Система раввинатских судов в Израиле действует в силу закона о раввинатских судах от 1953 г. и является неотъемной частью системы судов в Израиле. У суда по семейным делам и у раввинатского суда существуют параллельные полномочия в следующих вопросах: имущественные иски, иски об алиментах, содержание детей, распорядок свиданий с детьми, утверждение договоров. У раввинатского суда эксклюзивные полномочия в вопросах брака и развода между евреями в Израиле. По остальным вопросам требуется согласие сторон для того, чтобы обратиться в равиинатский суд, если они не связанны исками о разводе по закону.
Пары, которые не могут или не хотят заключать брак в соответствии с Галахой (сводом еврейских законов), имеют несколько возможностей:
- заключить при посредничестве адвоката брачный контракт (эскемаль хаиммешутафим). Брачный контракт не признается раввинатским судом в качестве брака, не регистрируется в МВД, и супруги не получают никаких льгот, положенных молодоженам. Однако такие соглашения упорядочивают имущественные вопросы и могут быть использованы в случае необходимости в качестве «протокола о намерениях». За символическую плату организация НААМАТ помогает составлять брачные контракты и финансовые соглашения;
- оформить гражданский брак за границей. Гражданский брак, заключенный за границей, признается в МВД, и молодожены имеют все те же гражданские права, что и заключившие брак в Израиле. При этом, как уже говорилось выше, брак, заключенный за границей, не признается раввинатским судом;
- оставаться «фактическими» супругами без заключения брачного договора, так называемыми «едуим бе цибур». В этом случае права и обязанности супругов нигде не закреплены, но, по израильским законам, пара, ведущая совместное хозяйство, имеет определенные права при разделе имущества наследовании или присуждении алиментов на детей. Консервативный или реформистский брак также не признается рав- винатским судом и не регистрируется в МВД, и фактически приравнивается к «едуим бе цибур».
Учитывая то, что семейные дела включают в себя помимо юридических аспектов, еще и аспекты, связанные с оказанием различных видом помощи и консультаций, при суде по семейным делам был создан отдел помощи, предоставляющий услуги по диагностике и терапии, а также консультации на различные темы.
Договорное регулирование имущественных отношений супругов по праву Израиля
Метод «совместного владения» распространяется на все пары, которые состоят в законном браке, или начали ведение общего хозяйства («ядуим бецибур») до вступления в силу закона о финансовых отношениях между супругами 1973 года. Согласно методу совместного владения, все активы, чаще всего бизнес, ценные бумаги, интеллектуальная собственность, недвижимость и т.д., принадлежат обоим супругам в равных долях. Судебные постановления гласят, что достаточно доказать факт ведения совместного хозяйства для того, чтобы установить совместное владение. Следует подчеркнуть, что закон делит имущество поровну, даже если супруг является единственным кормильцем, а супруга — домохозяйка. Активы, которые накопились у супруга до брака или до начала совместного проживания, остаются в личном владении супруга, но в особых случаях к ним тоже может применяться совместное владение.
Финансовый (имущественный) иск, это гражданский иск между человеком или его наследством и членом его семьи или его наследством, причиной которому послужил конфликт в семье, не важно какова его суть или стоимость. Иск между супругами или иск, причиной для подачи которого послужил конфликт в семье, подается в суд по семейным делам.
Брак в Израиле
Рассмотрим распорядок балансирования средств. После расторжения брака или в связи со смертью супруга, каждый из супругов вправе получить равную половину совместного имущества.
За исключением следующего:
- имущество, принадлежащее им до свадьбы или полученное в подарок или по наследству в период брака;
- пособие, выплачиваемое одному из супругов от института национального страхования или пособие или компенсация, полагающиеся по закону одному из супругов в связи с физической травмой или смертью;
- имущество, о котором супруги письменно договорились, что его стоимость не будет сбалансирована между ними.
Существуют иски на сохранение прав. Если один из супругов совершил действие, которое может нарушить существующее или будущее право другого, в соответствии с предсвадебным договором или согласно распорядку о балансировании имущества, или когда существует реальное опасение, что он собирается произвести такое действие, суд вправе, по просьбе второго супруга, предпринять меры для сохранения вышеуказанного права.
Для евреев, которые совершали обряд бракосочетания по Галахе, процедура развода находится в исключительной компетенции раввинатского суда. Консервативных, реформистских и гражданских разводов раввинатский суд не признает. По закону Торы супруги могут развестись по соглашению. При этом супружеская пара, желающая развестись, должна обратиться в раввинат и подать совместное ходатайство о разводе. Развод осуществлен, когда муж передал жене разводное письмо — гет, а жена его приняла. Спустя три месяца после развода она имеет право снова выйти замуж (но не за мужчину из рода коэнов). Судом выдается соглашение о разводе (эскем гирушин).
Желательно, чтобы оно содержало следующие моменты: согласие супругов на развод; соглашение между супругами о том, с кем из них останутся дети; право на свидание с детьми того из родителей, кто не будет постоянно проживать с детьми после развода; выплата алиментов на детей; перечень имущества супругов (квартира, имущество в квартире, автомашина, счета в банках и др.), а также условия его раздела. В Израиле довольно много женщин, оставленных мужем без развода (агунот), не имеющих возможности получить гет. Женщина- агуна по Галахе не может выйти замуж за другого, поскольку она принадлежит только мужу, вплоть до момента получения от него гета или до его смерти. Если суд вынес решение, обязывающее мужа дать жене гет, а муж отказывается сделать это, суд обяжет его выплачивать жене алименты. Дети, рожденные женщиной-агуной от другого мужчины, считаются незаконнорожденными (мамзерами).
По Галахе ребенок считается мамзером в том случае, если он родился от внебрачной связи замужней женщины или от брака родственников первой степени. В остальных случаях, согласно еврейскому закону, дети считаются законнорожденными не зависимо от того, в гражданском или религиозном браке они родились. Дети матери-одиночки считаются законнорожденными и в том случае, когда отец неизвестен.
Освободить женщину от «брачных оков» может только раввинатский суд. Раввинатские суды пытаются, насколько это возможно, помогать таким женщинам. Так, если женщине известно, в какую страну уехал муж, раввинат старается отыскать его и убедить послать гет через посредника из страны его проживания жене в Израиль. Агуна может попробовать отыскать мужа, подав в Министерство внутренних дел просьбу не продлевать мужу срок действия иностранного паспорта.
Таким образом, если муж обратится по этому вопросу в консульство, то такое обращение позволит обнаружить его местонахождение. Если имущество семьи записано полностью или частично на имя отсутствующего мужа, женщина-агуна не имеет права им пользоваться.
Рассмотрим развод в гражданском порядке. Если супруги-евреи состояли в гражданском браке, то и развод они могут оформить в гражданском порядке (у адвоката, за границей). Однако если кто-либо из них решит повторно вступить в брак по еврейским законам, у него возникнут проблемы, так как гражданский развод не признается раввинатским судом. Если развод будет оформлен только в гражданском суде и женщина после расторжения брака родит ребенка от другого мужчины, то, согласно Галахе, ее ребенок будет признан мамзером.
Следует отметить, что мамзер никак не отличается от любого другого гражданина в юридическом и правовом плане. Но по Галахе он не сможет пройти процедуру религиозного брака, а, значит, сочетаться браком в Израиле (хотя всегда имеет возможность вступить в гражданский брак).
Расторжение смешанного брака (если муж и жена принадлежат к различным религиям или национальностям) производится в порядке, предусмотренном гражданским законом от 1969 г. Прежде всего, подается ходатайство на имя председателя Верховного суда Израиля (бейт мишпат элион) в Иерусалиме с просьбой определить, какая правовая инстанция будет слушать дело о расторжении брака — религиозные суды по религиозной принадлежности одного из супругов или же гражданский (окружной) суд. Как правило, рассмотрение дела о расторжении брака передается в гражданский (окружной) суд. Гражданский суд рассматривает дело в соответствии с законом, действующим по месту проживания супругов на момент регистрации брака или по закону их последнего места жительства.
Иск об алиментах можно подавать как в раввинатский, так и в окружной гражданский суд. При подаче иска об алиментах в окружной суд стороны и их близкие родственники могут давать свидетельские показания, причем свидетельские показания женщины имеют равную силу со свидетельством мужчин. В раввинатском суде стороны не имеют права свидетельствовать об обстоятельствах дела, а женщины и близкие родственники сторон не признаются свидетелями. Не зависимо от того, в каком браке — религиозном или гражданском — проживали супруги, алименты на детей выплачиваются в обязательном порядке.
И гражданский суд, и раввинат не утверждают в соглашении о разводе пункт, по которому родители отказываются от права ребенка на алименты от отца. Отец не освобождается от уплаты алиментов на ребенка, даже если он отказывается от части квартиры в пользу жены и ребенка. Суд также может не утвердить заниженную сумму алиментов. Отец обязан платить алименты на ребенка даже в том случае, если он не проживал совместно с его матерью или женат на другой женщине. В том случае, если мужчина отрицает свое отцовство, можно подать иск в суд и провести генетическую проверку отцовства.
Выплата алиментов по еврейским законам. Еврейские женщины, состоявшие в религиозном браке, кроме алиментов на ребенка, при разводе имеют право, защищенное ктубой, на алименты «на содержание». В этом случае под алиментами подразумеваются расходы на продовольствие, ведение хозяйства, развлечения, поездки, парикмахерскую, косметику, одежду, место проживания, медицинские и карманные расходы — все, что необходимо женщине для поддержания уровня жизни, который был для нее привычен. В момент подачи иска об алиментах следует знать, что право на алименты «на содержание» сохраняется в случае, если женщина живет с мужем.
Женщина, занятая только в домашнем хозяйстве, должна заботиться о потребностях мужа и выполнять все необходимые ему работы по дому — таково условие ее права на получение алиментов от мужа. Если женщина оставила дом вынужденно, например, вследствие физического или психического давления со стороны мужа или его грубого поведения, она должна доказать в суде наличие этой причины с помощью таких доказательств, как жалоба в полицию, свидетельские показания, врачебное заключение о побоях и пр.
Через исполнительное производство можно осуществлять пункты соглашения о разводе, обязывающие мужа выплачивать алименты жене, лишь в том случае, если это четко указано в соглашении о разводе, утвержденном судом. При разводе в гражданском порядке женщина не имеет права на алименты на содержание.
Проведенное исследование определяет значимость имущественных споров в Израильском семейном праве. При этом следует констатировать достаточно жесткие меры регулирования имущественных прав. Сформирована уникальная система, которая максимизирует давление и снижает возможность расторжения брачного союза. Во многом нормы сильно устарели, но с учетом ценностных ориентаций израильского общества данный концепт вряд ли может быть пересмотрен в ближайшие годы.
ГУЛИЕВА Нуртач Эльмановна
аспирант кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Российского университета дружбы народов
