Чем занимаются органы опеки и попечительства?

Защита прав детей в России относится к числу важ­ных проблем государственного значения.

К решению дан­ной проблемы подключаются различные государствен­ные и общественные структуры. Особое место среди них занимают органы опеки и попечительства в силу того, что их функции связаны с решением проблем каждого кон­кретного ребенка.

В России растет число детей, по каким-либо причинам оставшихся без попечения родителей(около 2 млн. бездомных в возрасте до 17 лет и 678 тысяч детей, оставшихся без роди­тельского попечения).

По официальным данным, в 2014 г. выявлено 113243 ребенка, которые остались без родительского попечения, в 2015 г. таких детей было выявлено 105534, а в 2016 г. — 110930 детей. В 2017 г. вновь наметилась тенденция роста числен­ности детей, оставшихся без родительского попечения, и за этот год их выявлено 113 9135.

Количество преступлений, совершаемых несовершенно­летними, во многом обуславливается ростом числа безнадзор­ных и беспризорных детей, над которыми необходимо устано­вить опеку или попечительство.

Роль органов опеки и попечительства в системе защиты прав несовершеннолетних


Более того, полномочие органа опеки и попечи­тельства на отобрание ребенка из семьи без судебного решения было предметом оценки Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации, которые не усмотрели в существующей адми­нистративной процедуре отобрания ребенка у родителей нарушения прав и законных интересов, как родителей, так и детей.

В частности, Европейский суд по правам человека от­метил, что ст. 77 СК РФ сформулирована в общих выраже­ниях и предусматривает широкую дискрецию администра­тивного органа относительно оснований для отобрания детей. В то же время обстоятельства, при которых может возникнуть необходимость оперативной передачи ребенка под публичную опеку, настолько разнообразны, что все их невозможно закрепить в законе, а законность решения об отобрании проверяется су­дами.

Определение поня­тия «органы опеки и попе- Мирзаев 3. М. чительства» содержится в Гражданском и Семейном

кодексах Российской Федерации, а также Федеральном законе от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве«. Согласно указанным нормативным актам органами опеки и попечи­тельства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, органами опеки и попе­чительства являются органы местного самоуправления в слу­чае, если законом субъекта Российской Федерации они наделе­ны полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами (ст. 34 ГК РФ). Ими могут выступать органы местного самоуправления поселений, городских окру­гов, муниципальных районов, внутригородских муниципаль­ных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют орга­ны опеки и попечительства (подп. 1.1 п. 1 ст. 6 ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Таким образом, закон ясно устанавлива­ет круг субъектов, которые наделены статусом органа опеки и попечительства с целым рядом соответствующих полномочий (ст. 8 ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». к пол­номочиям органов опеки и попечительства относится пред­ставление законных интересов несовершеннолетних граждан в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), в случае если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат интересам по­допечных либо если опекуны или попечители не осуществля­ют защиту законных интересов подопечных. Таким образом, право и одновременно обязанность органов опеки и попечи­тельства на обращение в суд с заявлением в защиту прав несо­вершеннолетних прямо закреплены на уровне федерального закона.

Органы опеки и попечительства

Однако в нарушение этого положения законодательство разрешает передачу полномочий органов опеки и попечи­тельства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства (в том числе детей, оставших­ся без попечения родителей), а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в установленных семейным законодательством формах, иным организациям: образовательным учреждениям, медицинским организаци­ям, организациям, оказывающим социальные услуги, орга­низациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др. В системе устройства их можно обозначить как организации, содействующие органам опеки в их деятель­ности.

Органы опеки и попечительства в соответствии со свои­ми полномочиями, установленными Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», вправе также оспорить сделку купли-продажи недвижимости, по результа­там которой нарушены права несовершеннолетних детей.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства в целях представления законных интересов несовершеннолет­них детей вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением.


В настоящее время в Семейном кодексе Российской Фе­дерации предусмотрена обязанность органа опеки и по­печительства назначить представителя для защиты прав и интересов детей в случае противоречий между интересами родителей и детей (п. 2 ст. 64). По существу, речь идет именно о специальном представителе ребенка, представляющем его интересы вместо законного представителя. О временной пред­ставительской роли самого органа опеки и попечительства при конфликте интересов ребенка и его опекуна (попечителя) говорится в Федеральном законе от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (п. 8 ч. 1 ст. 8).

Полномочия назначенного органом опеки и попечитель­ства представителя ребенка могут реализоваться и в судопро­изводстве, и вне его рамок. Однако норма п. 2 ст. 64 СК РФ не согласована с положениями о представительстве, содержа­щимися в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации, в котором о назначенном органом опеки и попе­чительства представителе ребенка не упоминается. Право суда назначить специального представителя ребенка вообще не предусмотрено российским законодательством.

Пытаясь решить этот вопрос, О. А. Егорова, в частности, предлагает предоставить органам опеки и попечительства право на осуществление последующего контроля. Такой кон­троль должен предусматривать полномочия органов опеки и попечительства выявлять жилые помещения, на которые дети приобрели право после совершения сделки, по отчуждению принадлежащего им жилого помещения; а в случае установ­ления факта нарушения прав ребенка, — обращаться в суд с требованием о признании такой сделки недействительной.

В настоящее время заявление на получение жилья детей -сиротам необходимо подавать в орган опеки и попечитель­ства, а также в орган местного самоуправления по месту жи­тельства.
С изменением федерального законодательства с января 2013 года расходные полномочия по обеспечению жильем де- тей-сирот исполняет регион, предоставляя им государствен­ное жилье, а также выделяя средства муниципалитетам на исполнение вступивших в силу судебных решений. Бремя фи­нансирования данной социальной программы легло на плечи субъектов Российской Федерации.

Роль органов опеки и попечительства в регулировании семейных отношений

Федеральное законодательство при предоставлении жи­лья детям-сиротам определяет минимальный размер жилого помещения (не ниже установленных социальных норм), а так-же возлагает обязанность предоставления жилых помещений на органы исполнительной власти по месту жительства. Со­гласно ст. 34 К РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.

Семейный кодекс, определяя компетенцию органа опеки и попечительства, не раз упоминает о его согласии (разреше­нии) при совершении действий, связанных с интересами ре­бенка. Например, на установление отцовства лицом, не состо­ящим в браке с отсутствующей матерью, требуется согласие органа опеки и попечительства, а при отсутствии такого со­гласия — суда (п. 3 ст. 48 СК). Поскольку речь идет об уважи­тельных причинах отсутствия (смерть, лишение родительских прав, признание недееспособной, невозможность установить место нахождения), постольку оправданна замена матери представителем органа опеки и попечительства. Изменение по совместной просьбе родителей имени, фамилии ребенка, не достигшего четырнадцати лет, допускается в соответствии с п. 1 ст. 59 СК с разрешения (согласия) органов опеки и по­печительства.

В этой связи считаем необходимым дополнить ст. 78 СК РФ третьим пунктом и закрепить в нем правило о том, что при привлечении к участию в деле о лишении или ограничении родительских прав орган опеки и попечительства обязан в слу­чаях, когда на то имеются соответствующие основания, предъ­явить в суд в интересах ребенка следующие требования:

  • о взыскании в пользу ребенка сумм компенсации мо­рального вреда и возмещения имущественного вреда, причи­ненного действиями или бездействием родителей;
  • о выселении родителей (одного из них), лишенных ро­дительских прав, из жилого помещения по основаниям, пред­усмотренным жилищным законодательством;
  • необходимо изменить название ст. 10 Федерального за­кона «Об опеке и попечительстве», поскольку в ней устанав­ливаются требования к опекунам(попечителям), особенности назначения нескольких опекунов одному лицу, одного лица опекуном нескольких подопечных: «Лица, имеющие право быть опекунами (попечителями)»;
  • дополнить ч. 4 ст. 13 данного закона следующим пред­ложением: «В заявлении родителей либо самого несовершен­нолетнего о назначении опеки (попечительства) должно быть отмечено согласие потенциального опекуна (попечителя) на соответствующее назначение».

МАРИАНОВ Алихан Абдулаевич
кандидат исторических наук, доцент Дагестанского государственного педагогического университета

МИРЗАЕВ Закир Мукаилович
кандидат юридических наук, доцент Дагестанского государственного педагогического университета