Чем занимаются органы опеки и попечительства?
Защита прав детей в России относится к числу важных проблем государственного значения.
К решению данной проблемы подключаются различные государственные и общественные структуры. Особое место среди них занимают органы опеки и попечительства в силу того, что их функции связаны с решением проблем каждого конкретного ребенка.
В России растет число детей, по каким-либо причинам оставшихся без попечения родителей(около 2 млн. бездомных в возрасте до 17 лет и 678 тысяч детей, оставшихся без родительского попечения).
По официальным данным, в 2014 г. выявлено 113243 ребенка, которые остались без родительского попечения, в 2015 г. таких детей было выявлено 105534, а в 2016 г. — 110930 детей. В 2017 г. вновь наметилась тенденция роста численности детей, оставшихся без родительского попечения, и за этот год их выявлено 113 9135.
Количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, во многом обуславливается ростом числа безнадзорных и беспризорных детей, над которыми необходимо установить опеку или попечительство.
Роль органов опеки и попечительства в системе защиты прав несовершеннолетних
Более того, полномочие органа опеки и попечительства на отобрание ребенка из семьи без судебного решения было предметом оценки Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации, которые не усмотрели в существующей административной процедуре отобрания ребенка у родителей нарушения прав и законных интересов, как родителей, так и детей.
В частности, Европейский суд по правам человека отметил, что ст. 77 СК РФ сформулирована в общих выражениях и предусматривает широкую дискрецию административного органа относительно оснований для отобрания детей. В то же время обстоятельства, при которых может возникнуть необходимость оперативной передачи ребенка под публичную опеку, настолько разнообразны, что все их невозможно закрепить в законе, а законность решения об отобрании проверяется судами.
Определение понятия «органы опеки и попе- Мирзаев 3. М. чительства» содержится в Гражданском и Семейном
кодексах Российской Федерации, а также Федеральном законе от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве«. Согласно указанным нормативным актам органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами (ст. 34 ГК РФ). Ими могут выступать органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства (подп. 1.1 п. 1 ст. 6 ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Таким образом, закон ясно устанавливает круг субъектов, которые наделены статусом органа опеки и попечительства с целым рядом соответствующих полномочий (ст. 8 ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». к полномочиям органов опеки и попечительства относится представление законных интересов несовершеннолетних граждан в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), в случае если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных. Таким образом, право и одновременно обязанность органов опеки и попечительства на обращение в суд с заявлением в защиту прав несовершеннолетних прямо закреплены на уровне федерального закона.
Органы опеки и попечительства
Однако в нарушение этого положения законодательство разрешает передачу полномочий органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства (в том числе детей, оставшихся без попечения родителей), а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в установленных семейным законодательством формах, иным организациям: образовательным учреждениям, медицинским организациям, организациям, оказывающим социальные услуги, организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др. В системе устройства их можно обозначить как организации, содействующие органам опеки в их деятельности.
Органы опеки и попечительства в соответствии со своими полномочиями, установленными Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», вправе также оспорить сделку купли-продажи недвижимости, по результатам которой нарушены права несовершеннолетних детей.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства в целях представления законных интересов несовершеннолетних детей вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением.
В настоящее время в Семейном кодексе Российской Федерации предусмотрена обязанность органа опеки и попечительства назначить представителя для защиты прав и интересов детей в случае противоречий между интересами родителей и детей (п. 2 ст. 64). По существу, речь идет именно о специальном представителе ребенка, представляющем его интересы вместо законного представителя. О временной представительской роли самого органа опеки и попечительства при конфликте интересов ребенка и его опекуна (попечителя) говорится в Федеральном законе от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (п. 8 ч. 1 ст. 8).
Полномочия назначенного органом опеки и попечительства представителя ребенка могут реализоваться и в судопроизводстве, и вне его рамок. Однако норма п. 2 ст. 64 СК РФ не согласована с положениями о представительстве, содержащимися в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации, в котором о назначенном органом опеки и попечительства представителе ребенка не упоминается. Право суда назначить специального представителя ребенка вообще не предусмотрено российским законодательством.
Пытаясь решить этот вопрос, О. А. Егорова, в частности, предлагает предоставить органам опеки и попечительства право на осуществление последующего контроля. Такой контроль должен предусматривать полномочия органов опеки и попечительства выявлять жилые помещения, на которые дети приобрели право после совершения сделки, по отчуждению принадлежащего им жилого помещения; а в случае установления факта нарушения прав ребенка, — обращаться в суд с требованием о признании такой сделки недействительной.
В настоящее время заявление на получение жилья детей -сиротам необходимо подавать в орган опеки и попечительства, а также в орган местного самоуправления по месту жительства.
С изменением федерального законодательства с января 2013 года расходные полномочия по обеспечению жильем де- тей-сирот исполняет регион, предоставляя им государственное жилье, а также выделяя средства муниципалитетам на исполнение вступивших в силу судебных решений. Бремя финансирования данной социальной программы легло на плечи субъектов Российской Федерации.
Роль органов опеки и попечительства в регулировании семейных отношений
Федеральное законодательство при предоставлении жилья детям-сиротам определяет минимальный размер жилого помещения (не ниже установленных социальных норм), а так-же возлагает обязанность предоставления жилых помещений на органы исполнительной власти по месту жительства. Согласно ст. 34 К РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.
Семейный кодекс, определяя компетенцию органа опеки и попечительства, не раз упоминает о его согласии (разрешении) при совершении действий, связанных с интересами ребенка. Например, на установление отцовства лицом, не состоящим в браке с отсутствующей матерью, требуется согласие органа опеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия — суда (п. 3 ст. 48 СК). Поскольку речь идет об уважительных причинах отсутствия (смерть, лишение родительских прав, признание недееспособной, невозможность установить место нахождения), постольку оправданна замена матери представителем органа опеки и попечительства. Изменение по совместной просьбе родителей имени, фамилии ребенка, не достигшего четырнадцати лет, допускается в соответствии с п. 1 ст. 59 СК с разрешения (согласия) органов опеки и попечительства.
В этой связи считаем необходимым дополнить ст. 78 СК РФ третьим пунктом и закрепить в нем правило о том, что при привлечении к участию в деле о лишении или ограничении родительских прав орган опеки и попечительства обязан в случаях, когда на то имеются соответствующие основания, предъявить в суд в интересах ребенка следующие требования:
- о взыскании в пользу ребенка сумм компенсации морального вреда и возмещения имущественного вреда, причиненного действиями или бездействием родителей;
- о выселении родителей (одного из них), лишенных родительских прав, из жилого помещения по основаниям, предусмотренным жилищным законодательством;
- необходимо изменить название ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», поскольку в ней устанавливаются требования к опекунам(попечителям), особенности назначения нескольких опекунов одному лицу, одного лица опекуном нескольких подопечных: «Лица, имеющие право быть опекунами (попечителями)»;
- дополнить ч. 4 ст. 13 данного закона следующим предложением: «В заявлении родителей либо самого несовершеннолетнего о назначении опеки (попечительства) должно быть отмечено согласие потенциального опекуна (попечителя) на соответствующее назначение».
МАРИАНОВ Алихан Абдулаевич
кандидат исторических наук, доцент Дагестанского государственного педагогического университета
МИРЗАЕВ Закир Мукаилович
кандидат юридических наук, доцент Дагестанского государственного педагогического университета